Аниме куклы которые появились в японии. Японская кукла

Я спросил очаровательную девочку-японку: «Разве кукла может ожить?» - «Почему же, - отвечала она, - если ее сильно любить, она оживет!»

(Лафкадио Херн)

Когда-то люди действительно верили, что некоторые куклы могут оживать, обретая в своем тельце человеческую душу. Такое поверье - всего лишь отголосок древнего представления о том, что сильная любовь может оживить неодушевленный предмет, похожий на живое существо. Дальше всех в своем особом отношении к куклам, наверно, ушли японцы.

Японию частенько называют «страной десяти тысяч кукол». С древности куклы были оберегом и талисманом, который приносил удачу и радость своему владельцу.

Японские традиционные куклы называются «нингё». И они неизмеримо больше, чем забава для детей. Это целый мир со своей эстетикой, религией и даже мистикой: поэтому куклы в Японии, как ни странно, это развлечение большей частью для взрослых.

«Нингё» можно перевести как «человеческая форма», и они изначально служили весьма серьезной, взрослой цели – оберегать дом и членов семьи от болезней, проклятий, злых духов и оборотней. В наши дни японские куклы уже во многом – но не совсем! – потеряли древний дух мистики, и стали изысканными предметами искусства.
Хотя японцы до сих пор верят, что «правильно» выбранные куклы приносят здоровье и успех, защищают от бед.

«Нингё» изготавливаются для праздников или в подарок. Доверяют их создание опытным кукольникам, которые на заказ могут выполнить почти любой каприз – от традиционных кукол до утонченных и изысканных. Многие туристы, приезжая в Японию считают своим долгом привезти на родину такой японский сувенир. Тем более, что выбор кукол очень велик. Японские куклы известны во всем мире своим разнообразием и оригинальностью материалов, из которых они изготавливаются. К таким материалам относятся: бумага, ткань, дерево, глина, фарфороподобный пластик, силикон, и даже хризантемы.

Как известно, к цветам японцы относятся с трепетом. Любование нежной первозданной красотой цветов – это потребность души и многовековая традиция японцев. Куклы из живых хризантем – настоящее искусство, которое требует терпения, специальных знаний и глубины души мастеров, которые занимаются изготовлением кукол. Для того, чтобы создать одну куклу, мастера затрачивают около 100 – 150 растений. Работают над ней несколько человек: художник – дизайнер (Dogu-cho), который создает образ будущей куклы, и рисует, как она должна выглядеть, кукольник (Ningyo-shi), который подготавливает основу купольного тела, а также руки, ноги и голову куклы. Далее, в работу включается специалист по оформлению куклы хризантемами, который располагает цветы на кукле согласно замыслу. В итоге, кукла оказывается заполненной корнями и стеблями, а сверху покрывается сотнями роскошных цветов. Зрелище просто незабываемое. Жаль только, что такие куклы изготавливают осенью, и чаще всего, к выставке «цветочных кукол» - ежегодному мероприятию, которое пользуется небывалым успехом у зрителей в течение многих лет.

Куклы и их «сверхъестественные способности»

Самые первые куклы появились в Японии очень давно – более 10 000 лет назад, это были фигурки-обереги. Позднее, в эпоху Кофун (300-710 гг. н.э.) более крупные глиняные изваяния воинов или животных устанавливали на могилах упокоившихся, в качестве своего рода «стражей». Игрушками куклы стали в эпоху Хэйан (784–1185).

Например, крошечная куколка, называемая «О-Хина-сан» - просто игрушка и ничего более. Но есть куклы размером с живого человека - они похожи на маленьких детишек в возрасте двух-трех лет. Куклу-девочку называют «О-Току-сан», а куклу-мальчика - «Токутаро-сан». Существовало поверье, что если с такой куклой плохо обращаться или не заботиться о ней, она станет плакать, разозлится и принесет несчастье своим владельцам. Такие куклы также обладают множеством сверхъестественных способностей.

Давным-давно в одном семействе очень древнего рода была такая кукла по имени Токутаро-сан, которую почитали почти также, как и богиню Кисимодзин, которой японские жены возносят молитвы даровать им ребенка. Эту куклу попросила на время одна бездетная супружеская пара. Супруги надели на нее новую одежду и любовно заботились о кукле, уверенные, что у нее есть душа и она поможет им родить ребенка. Легенда говорит о том, что кукла Токутаро-сан была настолько живой, что, когда в доме начался пожар, она со всех ног бросилась наружу, спасая свою жизнь.

У японцев считается, что в куклу можно «вдохнуть жизнь» в прямом смысле слова. Не важно, какая кукла. Достаточно лишь выдохнуть воздух ко рту куклы, как она тут же оживет. Живым примером такого является кукла Окику.

Таинственная кукла, в которую вселился дух умершего ребенка, вот уже на протяжении нескольких десятилетий будоражит умы простых японцев. Легендарная кукла Окику, названная в честь девушки, которой принадлежала, представляет из себя 40 сантиметровую фигурку в кимоно с маленькими черными глазами-бусинками и растущими (!) волосами.

Кукла Окику проживает в городе Ивамидзама острова Хоккайдо в одном из местных храмов с 1938 года. Как говорят работники храма, изначально кукла была с коротко стриженными волосами, однако со временем они выросли до 25 сантиметров в длину, почти до колен куклы. Хотя волосы периодически обрезают, они продолжают расти.

Согласно легенде изначально кукла была приобретена в 1918 году 17-летним мальчиком по имени Эйкичи Сузуки во время посещения морской выставки в Саппоро. Он купил куклу как сувенир для своей младшей сестры, которой было два года. Девочка очень любила куклу и играла с ней каждый день, но в следующем году внезапно умерла от холода. Семья поставила куклу на домашний алтарь и молилась на нее каждый день в память о погибшей Окику.

Через некоторое время они заметили, что волосы куклы начали расти. Этот знак был расценен как признак того, что беспокойный дух девочки укрылся в кукле.

В 1938 году семья переехала, а куклу оставила в местном монастыре, где она и находится до сих пор.

Никто не мог полностью объяснить, почему волосы куклы продолжают расти, но научная экспертиза признала этот факт.

Куклы, исполняющие желания

Японская кукла дарума представляет собой неваляшку, воплощение божка Бодхидхармы, отвечающего в синкретической мифологии за счастье.

Для японцев дарума – один из символов национальной культуры, для иностранцев – симпатичная игрушка из категории «японские сувениры для дома».

Древняя легенда гласит, что у Бодхидхармы после девяти лет медитации атрофировались конечности, поэтому дарумы, творимые мастерами из дерева или папье-маше, не имеют рук и ног. Обычно они красного цвета (он отпугивает демонов), но встречаются и зелёные, и жёлтые, и белые куклы. Настоящая японская кукла дарума имеет усы, бороду, но не имеет в глазах зрачков. Винить или благодарить за это нужно один интересный ритуал. Японцами дарума используется для загадывания сокровенных новогодних желаний: загадав желание, владелец куклы рисует в глазу дарумы зрачок, а на подбородке – свое имя. Весь год японская кукла дарума стоит в доме на самом важном месте, например, рядом с буддийским алтарем. На следующий новогодний праздник, если желание исполнилось, хозяин фигурки «дарит» ей второй глазик. Если же дарума плохо поработала в прошлом году и не осуществила задуманное, то быть ей сожженной в храме. Человек же покупает себе новую символическую куклу.

Кстати, сжигая даруму, японец вовсе не мстит деревянному существу, а показывает богам, насколько сильно его намерение достичь загаданной цели.

Еще одним доказательством целеустремленности владельца неваляшки является и то, что японская кукла дарума имеет смещенный к низу центр тяжести: как не крути, а она все равно встанет вертикально. Как и многое в Японии, кукла дарума пришла из Китая и получила свою популярность по всей стране благодаря нагасакским торговцам, сторонникам дзен-буддийской школы Обаку.

Как говорят японцы, настоящая дарума продается только в храме и стоит от 500 иен, если это маленькая кукла (высота - до 5 см), и до 10 тысяч иен, если это большая кукла (выше 60 см). Сжигаться японская кукла дарума должна тоже только в том храме, где ее купили, поэтому каждую фигурку помечают печатью своего храма.

Кукла дарума ставится на видное место в доме, в офисе, магазине и т.д и служит не только украшением, а постоянным напоминанием о поставленной цели или загаданном желании. Считается, что Бодхидхарма (основатель буддийской школы дзэн), материализовавшийся в даруме в благодарность за кров на земле, постарается исполнить желание своего владельца.

Куклы, которыми можно играть

Кокэси – японские куклы, которые очень напоминают русскую матрешку. Однако, ничего общего с Россией эта деревянная игрушка не имеет. Есть несколько объяснений откуда возникла эта удивительная фигурка. По одним данным, кокэси являлись прототипом фигурок, которыми шаманы вызывали духов. По другой версии, первую кокэси изготовили мастера в честь рождения дочери известного сегуна. Как бы то ни было, этим знаменитым деревянным игрушкам, состоящим из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, высотой от нескольких сантиметров до метра, более тысячи лет.

Этот предмет народного творчества и далекого прошлого создается мастерами своего дела с душой и фантазией. Кокэси лаконичны, но от того не лишены особого шарма, они бывают разными по форме, пропорциям и росписи. Каждая игрушка – уникальна в своем роде.

Особенно популярно изготовление этих кукол в центрах народного творчества Японии – Кагосиме, Киото и Нара.

Куклы, которыми играют раз в год

Японские куклы – не простые, и они дорогого стоят – в прямо и переносном смысле; в каждой уважающей себя японской семье куклы стоят на почетном месте – в особой нише «токонома», своего рода «красном углу».

Каждая семья, наверно, мечтает сделать «хинакадзари» - это выставка кукол в форме многоярусной лестницы. Лестница символически изображает «ярусы» придворной жизни: на самом верху располагают роскошных кукол императора и императрицы.
Эти куклы очень дорогие, одежда для них шьется портными под заказ, из шелка или парчи, причем «императрица» наряжена в двенадцать кимоно – как это было в действительности.

Ниже уровнями располагаются три придворные фрейлины, держащие в руках принадлежности для сервировки сакэ, еще ниже – охранники двора: молодой и пожилой самураи, ниже – придворные музыканты (три барабанщика, флейтист и певец с веером), еще ниже – министры и придворные, потом – слуги (один держит зонтик, другой – туфли, третий – сосуд с напитком).


Эти куклы передавались по-наследству от родителей или бабушки по материнской линии. Куклы начинали выставлять в первый же год после рождения в семье девочки на праздничную полку, на каждой ступени которой персонажи располагались в соответствии с «рангом».

Обычно устанавливали ее накануне. В это время ребенок может не только любоваться куклами, но и играть с ними. Но, существовало поверье, что если не убрать этих кукол после окончания праздника (после 3 дней), то дочери долго не выйдут замуж. Иногда девушки, выйдя замуж, устраивали праздники сами для себя до тех пор, пока у них не рождались девочки.

Всего для «полного комплекта» надо 15 кукол. Иногда еще делается один или несколько ярусов для предметов кукольного придворного быта: туда ставят игрушечную мебель, крошечные предметы обихода, иногда даже миниатюрную повозку, запряженную волом. Лестница богато украшается фонариками, цветами, лепестками персика, иногда шарами из искусственных лепестков вишни и мандаринового дерева, а в середине инсталляции устанавливается «священное дерево». На каждой ступеньке также ставятся миниатюрные ширмы и миниатюрные деревца сливы и мандарина (ими традиционно украшали императорский двор).

Все эти украшения люди делают не сами, их нужно приобрести на специальной ярмарке (хина-но ити – «кукольный базар»).

А самих кукол редко покупают – обычно они передаются по наследству, но конечно при желании можно купить очень красивые и очень дорогие куклы хина (весь комплекс императорского двора может стоить десятки тысяч евро!).

В семьях победнее отдельных кукол иногда могут заменить бумажные аналоги или даже камни, а то и символические предметы (фигурку писца – кисточка, мастера чайной церемонии – метелочка для взбивания чайной пены и т. п.), но такую подмену стараются устраивать как можно реже, смотря по финансовым возможностям семьи.

Куда уходят куклы

Что же происходит с японской куклой, когда после очень долгих и счастливых лет жизни она, в конце концов, ломается? Хотя с этого момента она считается мертвой, с ее останками обращаются с крайним почтением. Их не выбрасывают на помойку, не сжигают и даже не пускают по течению реки, как это принято делать с увядшими цветами. Останки куклы не хоронят, а отдают многорукому божеству Кодзин. Считается, что Кодзин живет в дереве эноки, а перед этим деревом стоят небольшое святилище и тории. Здесь почтительно кладут останки старинных сломанных японских кукол. Личико куклы может быть исцарапано, шелковое платьице порвано и выцвело, ручки и ножки сломаны, но ведь когда-то у нее была душа, и когда-то она таинственным образом дарила радость.

У нас осталось совсем мало мест на основном курсе «Японский язык для начинающих за три шага». Записывайтесь скорее по !

ТРАДИЦИОННЫЕ ЯПОНСКИЕ КУКЛЫ.

КИ-НО ТОМОНОР
Далеко-далеко
пусть ветер весенний разносит
аромат лепестков -
чтоб к цветущей сливе близ дома
соловей отыскал дорогу!..

Куклы в Японии были всегда на особом положении. Являясь элементом изобразительной культуры и религиозной символики, куклы были в большей степени игрушкой для взрослых. Самые древние экземпляры из обнаруженных в Японии кукол относятся к эпохе Дзёмон (10 000 лет до н. э. - 300 лет до н. э.). Это были глиняные, костяные и каменные фигурки, служившие талисманами и защитой от злых сил и болезней, покровителями семьи. В дальнейшем, в эпоху Кофун (300–710) глиняные фигурки воинов и животных стали устанавливать на могилах как стражу покоя усопших.

Использование кукол для игр началось в эпоху Хэйан (784-1185) – это самое раннее время описываемое в японских хрониках (напр. «Повесть о Гэндзи»), что было раньше можно только гадать.
Девицы, в силу своего социального статуса, освобождённые от добывания хлеба насущного, вплоть до замужества увлекались игрой в куклы, воспроизводя с их помощью те или иные сцены жизни при императорском дворе. Создавались миниатюрные подобия дворцовых покоев, где жили и действовали принцы и принцессы, придворные дамы и кавалеры. Некоторые из кукол изображали настоящих исторических лиц, другие - вымышленных, героев китайских романов, монахов, воинов.

В японских куклах различают:
Хина-нингё - куклы для праздника «Хинамацури» (雛祭 “Праздник девочек” или “Праздник кукол”, один из главных праздников в Японии, который отмечается 1-3 марта. Также этот праздник известен под названиями “Праздник первого дня змеи” и “Праздник цветения персика”). Эти куклы обычно изображают императорскую семью и располагаются на многоярусной подставке (хинакадзари). Куклы обычно изготавливаются из дорогих материалов, очень ценятся, и в японских семьях они передаются по наследству.
Сам праздник Хинамацури служит целям воспитания девочек и позволяет их родителям продемонстрировать перед гостями, что их дочери хорошо воспитаны и владеют правилами этикета.


Гогацу-нингё (дословно майские куклы) или муся-нингё - куклы для праздника «Танго но секку» (“День мальчиков” или “День детей”). Эти куклы изображают самураев и различных исторических героев в доспехах (император Дзимму, императрица Дзингу), героев японского эпоса (Момотаро), а также фигурки тигров и лошадей.

Каракури-нингё - механические куклы. Приводятся в движение текущей водой, пересыпающимся песком, горячим паром или часовым механизмом, не видимыми под кимоно. Мастера, изготавливавшие таких кукол без гвоздей и болтов, хранили тайну, передавая технологию лишь устно от отца к сыну.


Существует три вида каракури-нингё:
бутай каракури - используются в театре,
дзасики каракури - маленькие куклы для игр в комнатах,
даси каракури - использовались в религиозных праздниках.

Госё-нингё - небольшие фигурки в виде толстощёких детей, вырезанные из дерева и покрытые специальным составом из толчёных раковин устриц - «гофун». Блестящая белая кожа, большая голова, досточно упитанное тело, маленькие глаза, нос и рот были символами здоровья ребенка, воплощенными в этой кукле. Изначально эти куклы изготавливались мастерами императорского двора, отсюда и происходит их название - «дворцовые куклы». Госё-нингё часто дарят как талисман перед долгим путешествием. Могут изготавливаться из фарфора.


Кимекоми-нингё - деревянные куклы, оклеенные тканью. Происхождение этого вида кукол связывают с храмом Камо в Киото, где в начале XVIII века монахи мастерили амулеты и сувениры для продажи. Современные кимекоми-нингё изготавливаются из древесно-клеевой массы, в отличие от более ранних кукол, которые просто вырезались из дерева. Чаще всего используется дерево паловния. На корпусе куклы делаются специальные надрезы, куда затем заправляются края ткани (в переводе с японского киме - деревянная грань, коми - заправлять.

Хаката-нингё - керамические куклы.
Авторские очень дорогие куклы, которые делаю в единичном экземпляре Первые подобные статуэтки, согласно одной из легенд, изготавливали в префектуре Фукуока с начала XVII века. В 1900 году куклы хаката демонстрировались на Парижской выставке. Где имели большой успех и признание.


Кокэси - выточенные из дерева и раскрашенные куклы, покрытые росписью. Состоят из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы. Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног. В наши дни кокэси является популярной сувенирной продукцией. В Японии существует мнение, что эти куклы стали прототипом русской матрёшки, что без сомнения является преувеличением


Дарума - японская кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму (по яп. Дарума), в японской мифологии - божество, приносящее счастье. Обычно изготавливается из дерева и не имеет рук и ног: согласно легенде у Бодхидхармы после многолетней медитации атрофировались конечности. Дарума – основатель буддийской школы дзэн, в 510-е годы он отправился в Китай, где основал монастырь Шаолинь, в котором и предавался медитации.

Кику-нингё - куклы из живых хризантем. Над этими куклами в человеческий рост трудятся целые команды искусных мастеров. Состоят из бамбукового каркаса, на котором закрепляются выкопанные из земли с корнями хризантемы с мелкими цветками. Для того, чтобы хризантемы дольше не увядали, их корни заворачиваются в мох. Высота таких кукол приблизительно равна человеческому росту. Лицо, руки и другие детали кукол изготавливаются из папье-маше. Множество подобных кукол изготавливается для традиционных выставок в городах Нихонмацу и Хираката, которые проводятся каждую осень в период цветения хризантем.


Love Dolls.
С развитием современных технологий, японцы по полной увлеклись созданием имитаций человека и весьма преуспели в этом. Куклы поражают своей реалистичностью и подробностью деталей. Обычно они необычайно красивы, хотя иногда могут выглядеть как ночной кошмар, можно сказать что удовлетворяют любые вкусы и даже извращённые.


Есть ещё класс кукол – Pullip.
Современные японские куклы из твердого винила, один из популярнейших объектов коллекционирования и создания авторской куклы на их основе.Особенности этих кукол - подвижнейшее шарнирное тело кукол и механизм в голове, позволяющий менять направление взгляда, открывать и закрывать глаза. У кукол-малышек Pullip суставы в запястьях и щиколотках отсутствуют, но сгибаются ножки. Чаще всего на голове куклы находится качественно закрепленный парик, который при желании можно поменять или сделать парик по своим разработкам.

Пустая оболочка, красивое платье - это обычные куклы с которыми играют в детстве девочки, и когда ребенок врастает, ее без сожалений выбрасывают. Так поступают везде, но только не в куклы - это особый вид искусства, большинство из них предназначены не для игр, а для проведения различного рода ритуалов. Какие бывают куклы в Стране восходящего солнца и в чем их особенности? Об этом сегодня и пойдет речь.

Нинге

Все традиционные куклы в Японии называются нинге. Это слово состоит из двух кандзи 人形, что означают «человек» и «форма». Поэтому в дословном переводе японские куклы носят название «человеческая форма».

В Стране восходящего солнца существует множество видов кукол. Одни изображают детей, другие императорскую семью и придворных, третьи - сказочных персонажей, воинов или демонов. Основная часть кукол изготавливается для традиционных японских праздников или для подарков. Некоторых делают специально для туристов, в качестве сувениров.

Изначально японские куклы создавались, чтобы охранять дом и семью от тяжелых болезней, проклятий и злых духов. Но сегодня они во многом растеряли свой мистический дух, превратившись в изысканные предмет искусства.

Первые образцы

Первые куклы появились в Японии больше 10 тысяч лет назад. Это были простые фигурки-обереги. Длительное время они не меняли своей формы, только в эпоху Кофун (300-710 год н. э.) стали появляться большие глиняные монументы воинов и животных, которых устанавливали на могилах как памятники, что попутно исполняли роль стражей.

В превратились в эпоху Хэйан - 784-1185 гг. В эпоху Эдо создание кукол стало считаться настоящим искусством. Это время ознаменовано созданием нинге разных форм и предназначений.

В 1936 году японские куклы получили статус официально признанного искусства. С 1955 года, каждую весну избранные мастера по изготовлению нинге могут получить почетный титул «Живое национальное сокровище».

Принесенные в жертву

В процессе развития кукольной промышленности нинге стали использоваться в самых различных направлениях человеческой деятельности. В свое время их применяли, чтобы снимать сглаз, и приносили в жертву вместо животных. Считалось, что если монах правильно провел ритуал, то кукла станет такой же сильной жертвой, как и животное, а в некоторых случаях даже лучше.

Для проведения ритуалов с жертвоприношением кукол делали в форме человека, а не животного. Сам ритуал заключался в простой манипуляции: священник привязывал проклятие или болезнь к фигурке, которая замещала человека. Считалось, что ритуальные куклы обладают душой, поэтому немыслимо их выбрасывать. Нинге, которая переняла от человека болезнь, сжигалась или топилась в реке.

Во времена, когда проведение таких ритуалов пользовалось огромной популярностью, было придумано множество историй о мстительных куклах, которые имели свою волю и были наделены большой силой. Такие истории-предостережения выступали своеобразным гарантом тому, что ритуал будет проведен до конца. Те, кому посчастливилось стать участником подобного мероприятия и услышать из первых уст страшные рассказы о живых нинге, начинали осознавать, что это не игрушки. Японские куклы действительно являются ритуальными атрибутами.

Материалы и разновидности

Для создания кукол зачастую используют дерево, глину, бумагу, натуральные ткани и даже живые хризантемы. Пускай сегодня нинге являются обычным культурным наследием, некоторые японцы искренне верят, что правильно выбранные куклы помогут укрепить здоровье, принесут богатство и защитят от бед. Японские куклы сложно назвать простыми, они дорого стоят, а в домах стоят на почетном месте - в красном углу (это своего рода святилище для духов).

Традиционные японские куклы бывают разных видов:

  • Хина-нинге.
  • Гогацу-нинге.
  • Каракури-нинге.
  • Госе-нинге.
  • Кимэкоми-нинге.
  • Хаката-нинге.
  • Кокэси.
  • Дарума.
  • Кику-нинге.

Деревянные фигурки

В Японии куклы - это нечто большее, чем простая забава. Это целый мир, который имеет свою историю, религию и эстетику. Так, что большей частью они предназначены для взрослых.

Вот уже несколько столетий в Японии существуют деревянные куклы, которые представляют раскрашенную конусообразную фигурку с большой головой. Это японские куклы Кокеши (в другом произношении Кокэси).

Они полностью покрыты изящным орнаментом, состоят из цилиндрического туловища и непропорционально большой головы. Бывают случаи, когда такую куклу врезают из цельного куска дерева, но это исключение из правил.

Для таких кукол характерным является отсутствие рук и ног. Сегодня Кокэси - популярная сувенирная продукция, каждый уважающий себя турист обязательно возьмет такую нинге домой.

Японские неваляшки

Еще один вид японских кукол - Дарума, или кукла-неваляшка. Но это только для нас неваляшки считаются веселым развлечением для детей до семи лет. В Японии Дарума - артефакт, с помощью которого жители страны проводят ритуалы на исполнение желаний. В японской мифологии Дарума считается олицетворение божества, приносящего счастье.

Чтобы исполнилось желание, в новогоднюю ночь необходимо прийти в храм и приобрести там куклу Дарума. После нужно загадать желание и написать его на одном из глаз нинге, на подбородке куклы владелец пишет свое имя. На протяжении всего года эту Даруму нужно хранить в доме на самом видном месте, можно поставить ее на домашний алтарь - буцуданом.

Если за год сбывается желание, то кукле дорисовывают второй глаз, а если ничего не меняется, тогда нужно отнести Даруму в тот храм, где она была приобретена, сжечь и купить новую. Сжигание куклы на территории храма является символом очищения, и означает, что человек не отказывается от своих целей, а ищет новые способы для их достижений.

Японские куклы для девочек

Начиная с XVII века, в Японии ежегодно отмечают Хинамацури «День девочек», или так называемый кукол. Этот праздник считается одним из главных в Японии, его отмечают 3 марта.

В древности это мероприятие носило более мистический смысл: девочки и девушки пускали по реке бумажных нинге, которые должны были забрать с собой несчастья и болезни.

Сегодня этот праздник сохранился только в немногих местах. В день праздника на берегах ближайших к городу рек собираются девочки и девушки в красивых, нарядных кимоно, а также их родители и пускают по реке плоские, круглые плетеные корзиночки, где лежат несколько бумажных кукол Нагаси-бина.

Родоначальником этого праздника стал император Есимунэ, у которого было много дочерей. Сначала его примеру последовала придворная знать, за ними такое мероприятие стали проводить все богатые люди того времени, а после так поступать стала и вся страна.

Современное Хинамацури

Сегодня в этот праздник семьи, в которых есть дочери, устраивают в доме выставку кукол - «хина». В доме устанавливается многоярусная лестница - хинакадзири, которую покрывают красной тканью. Эти ступени символически изображают ярусы придворной жизни. На верхней ступени находится императорская чета. Эти куклы очень дорогие, так как одежда шьется на заказ из высококачественных материалов, к тому же императрица наряжена в 12 кимоно, как это бывает в действительности.

Уровнем ниже выставляют придворных фрейлин, которые держат в руках предметы для сервировки саке. Еще ступеней ниже выставляют дворцовую охрану, под ними стоят придворные музыканты. После музыкантов выставляют министров, и знать, на самом нижнем ярусе стоят слуги.

Покупка и наследие

Эти куклы передаются в семье по материнской линии, их начинают выставлять в первый год после рождения девочки. В период праздника ребенок может не только любоваться домашней кукольной выставкой, но и играть с ними. Также существует поверье, что если не убрать кукол в течение трех дней после праздника, то дочери долго не смогут выйти замуж.

Полный комплект состоит из 15 кукол, иногда делается еще один ярус, на котором выставляют предметы быта, то есть кукольную мебель. Саму лестницу богато украшают фонариками и цветами, помимо кукол, на полки ставят ширмы и крошечные деревья. Все украшения приобретают на специальной ярмарке, полный комплект кукол хина стоит около 10 тысяч евро. Если у семьи недостаточно средств на покупку кукол их можно заменить бумажными аналогами.

Другие куклы

Помимо уже представленных, существуют и другие разновидности кукол. Гогацу-нинге или майские куклы являются обязательной частью праздника «Танго но секку», или Дня детей. Эти куклы изображают самураев в полном комплекте доспехов, исторических персонажей, героев эпосов, фольклора, тигров и лошадей.

Карикури-нинге - это механические куклы. Госе-нинге - маленькие японские куклы, изображающие толстощеких детей. Их вырезают из дерева и покрывают составом, сделанным из раковин устриц. Первыми их стали изготавливать мастера при императорском дворе, отсюда и пошло название - дворцовые куклы. Госе-нинге считаются талисманами для путешественников.

Кимэкоми - это деревянные куклы, полностью оклеенные тканью. Первые Кимэкоми появились в храме Камо (Киото), тогда вначале XVII века монахи делали сувениры для продажи. Первые куклы вырезались из дерева, современные Кимэкоми делают из древесно-клеевой массы.

На корпусе фигурки делаются специальные надрезы, куда заправляют края ткани, отсюда и происходит название: «коми» - заправлять, «кимэ» - деревянная грань.

Хаката и Кику-нинге

Хаката-нинге представляют собой кукол, сделанных из керамики. Согласно легендам первые такие статуэтки появились в префектуре Фукуока. В 1900 году эти куклы были представлены на Парижской выставке. В 1924-м Хаката-нинге, изображавшие трех танцующих девушек, получили серебряную награду на Международной парижской ярмарке.

И самое интересное произведение кукольного искусства Кику-нинге - фигурки из живых хризантем.

Они состоят из бамбуковой основы, на которую крепятся выкопанные с корнями хризантемы с маленькими цветками. Чтобы такое произведение дольше радовало глаз, корни хризантем заворачивают в мох. Высота Кику-нинге равна человеческому росту, лицо и руки для цветочной фигуры делают из папье-маше. Каждую осень в период цветения хризантем таких кукол можно увидеть на традиционных выставках в городе Хираката и Нихонмацу.

Нинге - это отдельная вселенная с богатой историей и разнообразными традициями. Фото японских кукол, которые представлены в статье, не способны передать все их великолепие. Но даже так видно, что это не просто игрушки, а настоящие произведения искусства.

Очень хотелось все поместить в одну публикацию, но не вместилось, поэтому придется разделить на две части.

Итак начнем:)

– неизмеримо больше, чем забава для детей. Это целый мир со своей эстетикой, религией и даже мистикой: поэтому куклы в Японии, как ни странно, это развлечение большей частью для взрослых.

Японские традиционные куклы называются - Нингё (人魚)
Нингё можно перевести как «человеческая форма», и они изначально служили весьма серьезной, взрослой цели – оберегать дом и членов семьи от болезней, проклятий, злых духов и оборотней.

В наши дни японские куклы уже во многом – но не совсем! – потеряли древний дух мистики, и стали изысканными предметами искусства.

Хотя японцы до сих пор верят, что «правильно» выбранные куклы приносят здоровье и успех, защищают от бед. Японские куклы – не простые, и они дорогого стоят – в прямо и переносном смысле; в каждой уважающей себя японской семье куклы стоят на почетном месте – в особой нише «токонома», своего рода «красном углу».

Почему же взрослые японцы так любят играть в куклы? Самые первые куклы появились в Японии очень давно – более 10 000 лет назад, это были фигурки-обереги. Позднее, в эпоху Кофун (300-710 гг. н.э.) более крупные глиняные изваяния воинов или животных устанавливали на могилах упокоившихся, в качестве своего рода «стражей». Игрушками куклы стали в эпоху Хэйан (784–1185).

Это один из главных праздников Японии, и отмечается он 3 марта. В древности этот праздник назывался «Хина-окури», и смысл его был совсем другой, более мистический: в этот день по реке пускали бумажных кукол, которые должны были унести с собой хворь и несчастия.

Японские куклы Нагаси-бина (流し雛)
В настоящее время сохранился лишь в очень немногих местах. Этот обряд проводится не 3-го марта, а в начале апреля - то есть именно по лунному календарю. На берегу реки собираются девочки, девушки, их родители, девочки одеты в яркие праздничные кимоно, - и по реке пускают плоские круглые плетеные корзиночки, в которых лежит пара бумажных куколок. Куколки эти называются Нагаси-бина (流し雛) - куклы, спускаемые по реке.

Со временем ритуал объединился с «детской» игрой в куклы.
Родоначальником праздника в его современном виде считается сёгун (военный правитель) Ёсимунэ, у которого было много дочерей. По его примеру сначала придворные, а затем богатые люди той эпохи начали проводить такой праздник, а за ними и вся страна. В наши дни в этот праздник семьи, в которых есть девочки, устраивают в своем доме подобие кукольной выставки – «хина».

Выставка кукол делается в форме многоярусной лестницы – «хинакадзари», покрытой красной тканью. Эта лестница символически изображает «ярусы» придворной жизни: на самом верху располагают роскошных кукол императора и императрицы.

Эти куклы очень дорогие, одежда для них шьется портными под заказ, из шелка или парчи, причем «императрица» наряжена в двенадцать кимоно – как это было в действительности. Ниже уровнями располагаются три придворные фрейлины, держащие в руках принадлежности для сервировки сакэ, еще ниже – охранники двора: молодой и пожилой самураи,
ниже – придворные музыканты (три барабанщика, флейтист и певец с веером)

Еще ниже – министры и придворные

Потом – слуги (один держит зонтик, другой – туфли, третий – сосуд с напитком).

Эти куклы передавались по-наследству от родителей или бабушки по материнской линии. Куклы начинали выставлять в первый же год после рождения в семье девочки, праздничную полку, на каждой ступени которой персонажи располагались в соответствии с «рангом». Обычно устанавливали ее накануне. В это время ребенок может не только любоваться куклами, но и играть с ними. Но, существовало поверье, что если не убрать этих кукол после окончания праздника (после 3 дней), то дочери долго не выйдут замуж. Иногда девушки, выйдя замуж, устраивали праздники сами для себя до тех пор, пока у них не рождались девочки.

День девочек отмечают и в Южно-Сахалинске. Каждый год работники областного краеведческого музея приглашают всех желающих посетить специальную трехдневную экспозицию, посвященную этому празднику.

Всего для «полного комплекта» надо 15 кукол. Иногда еще делается один или несколько ярусов для предметов кукольного придворного быта: туда ставят игрушечную мебель, крошечные предметы обихода, иногда даже миниатюрную повозку, запряженную волом. Лестница богато украшается фонариками, цветами, лепестками персика, иногда шарами из искусственных лепестков вишни и мандаринового дерева, а в середине инсталляции устанавливается «священное дерево». На каждой ступеньке также ставятся миниатюрные ширмы и миниатюрные деревца сливы и мандарина (ими традиционно украшали императорский двор). Все эти украшения люди делают не сами, их нужно приобрести на специальной ярмарке (хина-но ити – «кукольный базар»). А самих кукол редко покупают – обычно они передаются по наследству, но конечно при желании можно купить очень красивые и очень дорогие куклы хина (весь комплекс императорского двора может стоить десятки тысяч евро!).
В семьях победнее отдельных кукол иногда могут заменить бумажные аналоги^

Или даже камни, а то и символические предметы (фигурку писца – кисточка, мастера чайной церемонии – метелочка для взбивания чайной пены и т.п.) но такую подмену стараются устраивать как можно реже, смотря по финансовым возможностям семьи.

Куклы в каждой культуре стоят на особом положении. Но нет ничего удивительнее традиционных японских кукол, название которых - «нингё» -передается двумя иероглифами, человек 人 и форма 形.
К японским куклам невозможно оставаться равнодушным. Их обожают дети и взрослые. Нет и не может быть ничего лучше для подарка ребенку или памятного сувенира о необыкновенной Японии.

Японские куклы

Японские куклы - не просто игрушки. Это произведения искусства, которые отражают дух, мечты и культуру страны. К каждому празднику или событию определена специальная кукла. Может, поэтому нингё можно считать особым царством, в котором есть представители императорского двора, боги, сказочные герои, воины и даже представители злых сил.
Первые куклы относятся к древней эпохе Дзёмон. Они представляют собой талисманы и обереги, которые защищали своих хозяев от злых духов.

В эпоху Эдо японцы начали изготавливать куклы и для других целей. Нингё использовали и в религиозных церемониях, и для украшения праздников, и для охраны могил (в виде воинов-стражников).

Официальное признание искусство создания кукол получило в 1936 году, а с 1955 года японское правительство даже ввело для лучших мастеров титул «Живое национальное сокровище». Каждую весну, японцы выбирают того, чье мастерство позволяет создать шедевры из таких простых материалов, как глина, дерево, ткань, бумага, и даже из живых хризантем.

Какие же бывают куклы нингё, и чем они отличаются друг от друга?

Прежде всего, материалом из которого они сделаны.

1. Керамические куклы хаката-нингё. Это мечта коллекционеров, ведь каждая такая кукла изготовлена в единственном экземпляре. Первые керамические нингё изготавливали в префектуре Фукуока в начале 18 в. Через два столетия, эти куклы увидели жители Европы. Посетители Парижской выставки 1900 г. были поражены красотой фарфоровых статуэток. А три танцующие фигурки хаката получили в столице Франции серебряную медаль в 1924 году на международной выставке-ярмарке.

2. Деревянные куклы, которые оклеивают тканью, называются кимекоми-нингё. Их «родителями» стали монахи из храма Камо в Киото. Они изготавливали сувениры для продажи и решили украсить тканью существовавшие в то время выточенные из дерева кокэси-нингё. Ткань, края которой заправляли в специальные надрезы на теле куклы, превращала раскрашенную деревяшку кокэси в удивительно нарядную и более дорогую кимекоми.

В наше время мало кто вытачивает эти нингё из дерева. Быстрее, проще и дешевле производить их из древесно-клеевой массы.

3. Мастера, работавшие на императорском дворе, вырезали из дерева милых детишек с пухлыми щечками, госё-нингё. Покрытием для таких кукол служил особый материал из устричных раковин. Поскольку рождение таких кукол происходило при дворе императора, то и название их означает «дворцовые».

4. Деревянная кукла-неваляшка - дарума-нингё олицетворяет божество и исполняет желания. Правда, для того, чтобы желание сбылось, эту куклу нужно сжечь.

5. Механические куклы каракури-нингё - это еще и шедевр технической мысли.

6. Куклы из бамбукового каркаса с лицом и руками из папье-маше, наряженные в цветущие хризантемы, под названием кику-нингё – сказка, с которой не хочется расставаться. Чтобы сказка жила дольше, корни хризантем, прикрепленных к бамбуку, заворачивают в мох, который обеспечивает растения влагой.

Кику-нингё, ростом с человека, являются традиционным украшением праздника хризантем, которые проходят осенью в японских городах Хираката и Нихонмацу.

Кстати, праздник – это прекрасный повод для создания неповторимых кукол.

Для праздника девочек «Хинамацури», предназначены куклы хина-нингё. Они изображают семью императора и передаются из поколения в поколение.
Для праздника мальчиков «Танго но секку» изготавливают муся-нингё - кукол в виде самураев, воинов, а также в виде животных. Другое название таких кукол звучит как гогацу-нингё и означает «майские куклы», по времени проведения праздника.

Одежда