Музыкально дидактическая игра в сенсорном развитии дошкольников. Комплекс упражнений для развития музыкально- сенсорных способностей для младших дошкольников через использование нетрадиционных сенсорных эталонов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 33 города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)

Цель: Развитие музыкально сенсорных способностей у детей в процессе (НОТ) с применением музыкальных игр и пособий.

Задачи приоритетной образовательной области: Развитие сенсорных способностей через использование музыкально - дидактических игр и пособий, развитие чувства ритма, ориентации в пространстве, музыкальной памяти, звуко - высотного слуха, тембрового и динамического слуха.

Задачи ОО в интеграции: Развитие сенсорных способностей, социально - коммуникативное развитие - приобщение детей к социальным нормам через использование музыкально дидактических игр, сюжетно игровой деятельности через другие виды искусств.

«Физическое развитие» - формирование потребности творческой двигательной активности.

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие» - расширение детского кругозора.

«Инновационная деятельность» - актерское мастерство, соединение музыки с другими видами искусств. Приобщение к мировой музыкально-художественной культуре.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения выполнять по заданному образцу с привнесением своих творческих способностей, осознание своих творческих качеств, самооценка.

Оборудование для музыкального руководителя: дерево с дуплом, шапочка для белочки, музыкальный инструмент - орешник-самоделочка, волшебный сундучок, 6 зонтиков, детские музыкальные инструменты – шумовые и звуковысотные, 8 газовых шарфиков, пособия инструментов симфонического оркестра, книга Г. Агрерсена «Снежная королева» , 2 искрящихся желтых шариков, 12 светящихся шариков.

Муз. дидактическая игра «Ритмическое эхо»

Задачи: Развитие чувства ритма, творческого потенциала детей (придумать, повторить несложный ритмический рисунок) , развитие ритмического слуха и координации движений.

Муз. дидактическая игра «Волшебная музыка»

Задачи: Учить определять музыкальные жанры, развивать музыкальную память, воображение. Закреплять в игровой форме

знания музыкальной терминологии.

Муз. дидактическая игра «Волшебный оркестр»

Задачи: Расширение кругозора, знакомство с инструментами симфонического оркестра. Умение определять их по слуху в музыкальных произведениях. Классифицировать их, как струнные, духовые, клавишные, ударные.

Муз. дидактическая игра «Что звучит?»

Задачи: Развитие тембрового слуха, формирование устойчивого интереса к музыкально-образовательной деятельности.

Задачи: Развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти чувства ритма, приобретение навыков игры на звуковысотных и шумовых инструментах. Социализация: умение действовать в коллективе. Согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

Муз. дидактическая игра «Музыкальная память»

Задачи: Развитие сенсорных способностей, музыкальной отзывчивости, речевое, эмоциональное развитие, закрепление навыков выполнения легких танцевальных движений с предметами. в заданном ритмическом рисунке, расширение кругозора, приобщение к мировой музыкально-художественной культуре.

Муз. дидактическая игра «Веселые артисты»

Задачи: Развитие сенсорных способностей, расширение кругозора, эмоциональное, речевое развитие, актерское мастерство,

развитие координации движений,

Музыкально-темповая игра «Шарики»

Задачи: Развитие чувства темпа с ускорением, согласованность координаций движений с темпом, эмоциональное побуждение.

Хореографические миниатюры: «Зонтики» , «Танец вьюги» , «»Разбойники», «Танец звезд» .

Задачи: Развитие сенсорных способностей на основе взаимодействия других искусств, инновационная деятельность по развитию творческих способностей в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Расширение кругозора. Приобщение к мировой музыкально-художественной культуре.

Развитие музыкально сенсорных способностей у детей в процессе

непосредственно образовательной деятельности с применением музыкально-дидактических игр и пособий

«Волшебная дорожка»

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться нам с вами на веселую прогулку.

Куда? Я еще не знаю, зато знаю, что поведет нас с вами удивительная волшебная дорожка. Только дорожка эта не простая, а музыкальная, сказочная и волшебная..

Как бы нам по той дорожке не поранить свои ножки?

Не споткнуться, не упасть, как бы в ямку не попасть?

Кто, скажите мне, решиться. в путь - дороженьку пуститься?

Дети: Я!Я! Я!

Ведущая:

Все готовы? Молодцы! Вот какие удальцы!

Наши быстрые ножки побегут вот по дорожке.
А чтоб было веселей,
Споем мы с вами песенку,
Песенку - чудесенку.

Муз рук: По этой дорожке проезжали волшебные кареты, неслись галопом всадники. Чтобы наши ножки бежали быстро по дорожке, нам нужно спеть вначале пути распевку.

Дети исполняют распевку: «Из под топота копыт. Пыль по полю летит» . (гаммообразный ход вверх и вниз в разных тональностях)

Песня "Солнышко"

Ведущая:

Вот мы и приехали.
Ой. куда же мы попали?
Здесь мы раньше не бывали?
Посмотрите, дуб могучий,

Он стоит над самой кручей.
А на дубе том дупло,
Чье вы думаете оно?
Дети: Белочки.

Музыкальный руководитель:
Верно - это белкин дом.

Сейчас мы в гости к ней войдем.

Музыкальная игра на развитие чувства ритма игра "Ритмическое эхо"

Музыкальный руководитель: Если внимательно прислушаться, то можно услышать, как белочка грызет свои орешки. Вот, я уже услышала (педагог отстукивает ритм ладошками)

Кто может повторить? (ребенок повторяет, задание усложняется)

Поощряются те дети, кто точно повторил ритмический рисунок.

Молодцы, ребята, а кто у нас сегодня будет белочкой? Давайте выбирать.

Песенка-считалочка.

Белка по лесу скакала,
Белка шишки собирала,
И орехи и цветы...
Нашей белкой будешь ты.

Выбранному считалкой ребенку одевают шапочку белочки. Игра повторяется еще 2 раза.

Музыкальный руководитель: Смотрите, какой чудесный музыкальный сундучок подарила нам белочка. Ой, а он необычный, что же здесь лежит!?.

Музыкальная игра "Волшебная музыка"

Музыкальный руководитель: А чтобы сундучок открылся, нужно угадать нам с вами, что мы можем делать под эту музыку?

(Дети берут красочные картинки -три кита по системе Д Кабалевского. Музыкант исполняет марш, танец, песню. Дети поднимают картинки и отвечают: Мы маршируем -марш. Мы поем - песня. Мы танцуем - танец.) .

Музыкальный руководитель:

Да. Посылка не простая, очень нужная такая.
Зонтик этот покручу, в танце вихрем закручу.
Приглашаю вас, друзья,
На веселый тра, ля, ля.!

Но, прежде мы начнем свой веселый танец, скажите, а под марш можно петь? (Дети отвечают, что существуют песни, звучащие, как марш) . А танцевать под песни модно? (Дети отвечают, - что артисты - звезды Российской эстрады часто исполняют свои песни вместе с танцевальным коллективом балетом «Тодес» ) .

Музыкальный руководитель: Балет – это такое интересное и красивое хореографическое искусство. Откуда к нам, в Россию пришло это слово?

Дети: «Балет» в переводе с итальянского слова означает - танцевальная картинка.

Музыкальный руководитель: Вот и мы сейчас подарим белочке свою танцевальную картинку с зонтиками, и поможет нам песня.

"Танец с зонтиками"

Музыкальный руководитель: Хорошо, весело в гостях у белочки.

А наше путешествие продолжается.
И дорожка не кончается.
Дети поют: Мы шагаем по дорожке,
Не устали наши ножки.

Нужно весело шагать,
Чтобы в сказку нам попасть.

Музыкальный руководитель:

Ой, куда же мы попали? (Звучит «Вальс Г Свиридова)
Здесь мы раньше не бывали.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит. Ф Тютчев.

Лес посыпан серебром,
Музыкой наполнен он.
А под елью - вот друзья,
Музыкальная игра.

Кто живет здесь так красиво?
Семья гномов знаменитых.
Графский титул есть у них
Музыкантов заводных.

Любят музыку и смех и симфонический оркестр.

Музыкально-дидактическая игра "Волшебный оркестр" (с применением пособий. Дверь домика гномиков открывается и на двери представлены симфонические инструменты, которые нужно назвать и классифицировать, как духовые, клавишные, струнные и ударные)

Дети: Клавишные (фортепиано) , духовые (флейта, саксофон, трубы) , струнные (скрипки, арфы, виолончель) , ударные (барабан, тарелки, литавры) , есть и шумовые (маракасы, бубны) .

Музыкальный руководитель: Давайте сейчас попробуем услышать, какие звучат инструменты в этом произведении? (Звучит «Вальс» Свиридова) .

Музыкальная игра "Что звучит" или "Угадай по слуху звук инструмента".

Музыкальный руководитель: А кто может по слуху определить. какой музыкальный инструмент сейчас прозвучит?

Звучат инструменты:

  • Колокольчик,
  • Металлофон,
  • Бубен.
  • Фортепиано.
  • Ложки. И т.д.

Молодцы какие! Дети, а попробуем сейчас самим превратиться в музыкантов и исполнить музыкальное произведение" Казачок". Наши гномики очень любят музыку и им приятно будет услышать веселую музыку.

Но прежде, чем мы с вами превратимся в музыкантов, скажите, а кто же самый главный в оркестре?

Дети отвечают, что дирижер, который руководит всеми музыкантами в оркестре.

Игра на музыкальных инструментах «Казачок»

Музыкальная игра "Музыкальная память"

Музыкальный руководитель: А еще, гномики со мной поделились своим секретом и рассказали, что у них есть самое любимое музыкальное произведение. Давайте попробуем угадать эту мелодию.

(звучит фрагмент А. Вивальди из цикла "Времена года" "Зима")

Какие удивительные звуки мы слышим в этом волшебном лесу!

Кто узнал это музыкальное произведение?

Дети: Эту музыку сочинил итальянский композитор Антонио Вивальди. Это зима из цикла "Времена года".

Музыкальный руководитель: Каждая музыка навевает определенное настроение, вызывает различные эмоции у людей.

Какая она эта музыка? Какие эмоции вызывает она у нас? Какие инструменты мы слышим?

Дети: (Дети дают характеристику музыкальному произведению, определяя по слуху струнные инструменты-скрипки)

  • Легкая.
  • Стремительная
  • Тревожная и светлая.
  • Воздушная.
  • Летящая.
  • Прерывистая.
  • Мелодичная.

Как будто вьюга началась и закончилась.

Музыкальный руководитель: Что под такую музыку можно делать?

Дети:

  • Восхищаться.
  • Грустить.
  • Радоваться зиме.
  • Кружиться.
  • Танцевать.
  • Мечтать.
  • Думать.

Музыкальный руководитель: Давайте порадуем наших веселых гномиков и подарим им под эту волшебную музыку танец. И назовем его – танец вьюги. А помогут нам с вами еще ярче выразить свои эмоции вот такие легкие белые шарфики.

Дети исполняют танец вьюги под музыку А. Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Мы гуляли, мы гуляли,
И дорожку потеряли.
И дорожка наша нас запутала.
Ой, а здесь поваленное дерево.

Наверное, сказочный лес еще нас с вами не отпускает.

Музыкальная игра "Веселые артисты"

Смотрите, а здесь я нашла необычную книгу и по ее обложке можно догадаться, о чем в ней написано.

Дети: Это сказка "Снежная королева", которую написал датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Музыкальный руководитель:

А какие события происходили в лесу в этой сказке, кто помнит?

Дети: В лесу Герда повстречалась с разбойниками, которые очень обрадовались маленькой гостье, предложили ей свою дружбу и остаться в лесу.

Музыкальный руководитель: А как можно выражать свою радость?

Дети:

  • Веселиться,
  • Петь.
  • Танцевать,
  • Приготовить пир и угощать гостью.
  • Веселиться.
  • Подарить подарок.

Музыкальный руководитель:

Давайте и мы превратимся сейчас вами в маленьких разбойников и тоже повеселимся с маленькой Гердой. И, несмотря на то, что сказка датская, я предлагаю вам вот такую веселую музыку, узнаете ее?

Дети: Это еврейская национальная музыка "Хава Нагива"

Музыкальный руководитель:

Какие эмоции передает эта музыка, какая она?

Дети:

  • Быстрая,
  • Задорная.
  • Радостная.
  • Стремительная.
  • Веселая.
  • Легкая,
  • Искрящаяся
  • Живая

Музыкальный руководитель: Да мы с вами живем в многонациональной стране - России, где живут и другие народности, которые любят свою национальную музыку. А значит, любим ее и мы, россияне, с вами.

Ну что, поделимся друг с другом своим задором, радостью, весельем и поможет нам в этом тоже музыка.

«Танец разбойников»

Музыкальный руководитель:

Вот мы с вами и вышли на большую дорожку. Смотрите, а вот- волшебные мигающие шарики. Они мне напомнили одну музыкальную темпово-динамическую игру: прыгают с разной скоростью- то быстро, то медленно.

А что такое темп?

Дети: Темп - это музыкальная скорость, с которой звучит музыка. Быстро звучит мелодия или медленно.

Музыкальный руководитель: Ну что, поиграем?!

Музыкально-темповая Игра "Шарики"

С такими красивыми шарами невозможно не полететь в небо и не закружить в легком мелодичном танце под удивительный и неповторимый голос Селин Дион. И на каком бы языке не звучала красивая песня, какой бы национальности не принадлежала мелодия, если эта музыка вызывает в душе самые яркие трогательные и возвышенные эмоции - это прекрасно! Соединившись, вместе с другими видами искусств - танцем или песней, музыка сразу создается художественно творческое произведение, которое не оставит никого равнодушным и тогда, загорится большой свет в душе каждого зрителя.

«Танец звезд» (с волшебными светящимися шарами.)

Музыкальный руководитель: Ну, вот наша волшебная дорожка привела нас уже в наш детский сад. Дети, расскажите, а где мы сегодня с вами побывали?

Дети: Мы с вами побывали в гостях у белки, поиграли с лесными гномиками, играли в оркестр, попали к разбойникам и даже поиграли с волшебными шариками.

Музыкальный руководитель: Музыка будет сопровождать нас по всем жизненным дорогам. Когда нам грустно - она согреет наше сердце и на душе станет светлее и радостней. Когда нам весело - она подарит новые ощущения радости и засверкает музыка новыми красками. Любите музыку! Слушайте музыку! Играйте музыку! Танцуйте под нее и пойте! И тогда мир вокруг нас становится светлее, красивей, добрее, и сказочнее! А в сказках, как и в жизни, происходят, самые невероятные чудеса и приключения! Куда нас позовет еще музыкальная дорожка и к кому, приведет, в кого мы еще превратимся и будем играть? Это мы скоро узнаем. И узнаем наверняка. А сейчас расстаемся пока.

images/stories/0002/0011/dorozhka.jpg


Министерство образования Рязанской области
ОГОУ СПО Рязанский педагогический колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работу выполнила:
Блинова Н.П.
Специальность:
050704 Дошкольное образование
заочная форма обучения
Курс:V
Группа:5Д
Руководитель: Копылова И.Б.
Работа поступила:________ ______2011
Работа проверена:________ ______2011
Оценка:__________________ ________
Подпись руководителя:_____________

Рязань 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение______________________ ______________________________ _____3
Глава 1.Музыкально-сенсорное воспитание и развитие детей в дошкольной педагогике
1.1 Сенсорные способности в онтогенезе____________________ _____6
1.2 Структура музыкальных способностей, их характеристика______10
Глава 2. Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр
2.2 Музыкально-дидактическая игра - как средство развития музыкальных способностей__________________ __________________16
2.1 Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности__________________ ________19
Заключение____________________ ______________________________ ____25
Список литературы_____________ ______________________________ _____26

Введение.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно- эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.
Музыкальное искусство в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального опыта. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта,

творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется недостаточно внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Предметом их исследования послужили специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-дидактические игры являлись ведущим видом деятельности, а использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, стало главным условием эффективности музыкально-сенсорного развития дошкольников.
Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства.
Данная курсовая работа носит теоретический характер.
Цель работы заключается в доказательстве значимости развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр. Цель работы определила и поставила следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр в отечественном музыкальном воспитании дошкольников.
2. Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.

3. Раскрыть значение музыкально-дидактических игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей.
4. Выявить условия музыкально-сенсорного воспитания в дошкольном учреждении.
5.Проанализировать и сделать выводы.
Предмет исследования – процесс развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально дидактических игр.
Объект исследования – условия, необходимые для развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного будет эффективно, если:

    определены понятия и критерии музыкально-сенсорных способностей дошкольника;
    разработана система развития музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста;
    определено понятие музыкально-дидактическая игра и и ее роль в развитии музыкально-сенсорных способностей.
Для данной курсовой работы основополагающими источниками литературы по развитию музыкальной сенсорики стали работы Н. А. Ветлугиной, Л. Н. Комисаровой, И. Л. Дзержинской, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Г. Кононовой.
В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:
- метод сравнительного анализа психолого-педагогической литературы;
- наблюдение за педагогической деятельностью воспитателя, беседы с детьми, опытно-экспериментальная работа;
- обработка результатов при помощи количественного и качественного анализа.

Практическая (социальная) значимость полученных результатов.

ГЛАВА1. МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

      Сенсорные способности в онтогенезе
Развитые сенсорные способности - залог успешного познания мира, основа успеха в разных областях. В ряду способностей, обеспечивающих успех деятельности не только дошкольника, но и будущего музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место (сенсорный - от лат. sensus - чувство, ощущение). Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать нюансы формы, величины, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Для того чтобы способности проявились, их носителю приходится прикладывать много труда. В процессе занятий конкретной деятельностью совершенствуется работа анализаторов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем. Как говорил Гете, что «наши желания - это предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить».
Способности – это индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности - прижизненное, а не врожденное образование.
Анатомо-физиологические данные свидетельствуют о том, что дети от рождения не одинаковы, что они отличаются строением мозга, органов чувств, движения и т. д. Неодинаково у них строение слухового анализатора,
от которого зависят острота слуха, способность различать звуки по высоте, длительности, тембру и т. п. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития музыкальных способностей и называются задатками.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Следует учитывать, что на основе одних и тех же задатков музыкальные способности могут развиться или же не развиться. Здесь многое зависит от окружения ребенка, от условий музыкального обучения и воспитания, повседневной заботы об этом родителей. Если же ребенка, пусть даже музыкально одаренного, не приобщают к музыкальному искусству, если он не слушает музыку, не поет, не играет на инструментах, то его задатки не развиваются в способности. Итак, задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей, а сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда являются результатом их развития».
По утверждению специалистов, дошкольный возраст - синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От этого зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта,
творческих и музыкальных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в

период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Следует отметить общие тенденции возрастного развития детей.
Первый год жизни . Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А.А.Люблинской, у малыша на 10 – 12-й день жизни возникает реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4 – 5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонации певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним
окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притоптывает, кружится под звуки музыки.
Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в

слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.
Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Этот период вопросов «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями. Может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной
игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Шестой и седьмой год жизни. Этот период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке они могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное

произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.(5,с.11-12)
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для восприятия эстетического отношения к окружаемому. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проводимые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.
У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

1.2 Структура музыкальных способностей, их характеристика.
Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру, на
содержание основных понятий, при помощи которых психологи описывают музыкальные способности и одаренность.
Например, некоторые музыкальные способности принято обозначать в терминах, связанных с названиями сторон и элементов музыкального языка (звуковысотный, тембровый слух, ладовое чувство, гармонический и мелодический слух и т.п.). Иногда их также обозначают в терминах

психических процессов и явлений (слуховые способности, мнемические, двигательные, аффективные и т.п.). В разных странах исследователи, педагоги-музыканты называют среди музыкальных способностей разные свойства слуха и различные психические функции. Например, Н.А. Римский-Корсаков относил к музыкальным способностям ритмический и гармонический слух, слух лада и слух строя, архитектонический слух, чувство темпа и чувство размера, чувство тональности и т. п. Б.М. Теплов отмечал ладовое чувство, способность к слуховому представлению, чувство ритма. Немецкий психолог Г. Ревеш включал в состав музыкальных способностей относительный слух, ощущение аккорда (воспроизведение аккорда в основном положении и с обращениями, ощущение степени
консонантности созвучия и ощущение тональности), способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий, творческую фантазию. И это только некоторые примеры расхождений во взглядах на
музыкальные способности. К тому же в разных языках существуют свои термины для описания музыкальных способностей и свойств личности, которые невозможно перевести однозначно на другие языки (например, ладовое чувство, или tonal memory).
Каждый вариант структуры музыкальных способностей, выделяемый музыкантами или психологами, содержит в себе зерно истины, отражает до известной степени объективное положение дел. Причин же расхождений несколько. Одна из них заключается в том, что музыкальная деятельность требует множества разных способностей, и они могут комбинироваться различными способами у разных людей и в разных видах музыкальной деятельности. Другая причина состоит в том, что структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека: в разных возрастных группах наблюдается разное соотношение опорных, ведущих и "фоновых" компонентов структуры музыкальных способностей.

Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Ладовое чувство (музыкальный слух), музыкально-слуховые представления (музыкальная память) и музыкально-ритмическое чувство составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.
Ладовое чувство.
Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не
только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство - это различение не только общего характера музыки,
настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.
Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.
Музыкально-ритмическое чувство - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.
Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные

движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с
помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку,
чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
Музыкально-слуховые представления.
Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.
Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а

обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти. “Активное запоминание слуховых представлений делает участие двигательных моментов особенно существенным” - отмечает Б.М.Теплов.
Исходя из этих наблюдений, можно сделать вывод - целесообразно привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных
инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений у детей.
Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.
Тембровый и динамический слух.
Тембровый и динамический слух - разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха - различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.

Творческие способности.
На развитие специальных музыкальных способностей оказывает влияние творческие способности. Под детским музыкальным творчеством понимается способность самовыражения во всех видах музыкальной деятельности, в том числе и в продуктивной. Последняя характеризуется такой результативностью, как сочинение мелодий, ритмов, свободным выражением настроения в движении под влиянием музыки, оркестровкой пьес и т. д. Творчество ребенка в музыкальной деятельности придает ей
особую привлекательность, усиливает его переживания. Творческая способность названа способностью самовыражения. Это врожденная способность, которая может быть развиваема. Теоретическая основа
толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. Источниками творчества во многих случаях считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Необходимо создавать условия для формирования способностей всех детей к музыкальному творчеству. Методически целесообразны и полезны приемы творческих заданий, направленные на развитие музыкальных способностей.
Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М.Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей. Бывает так, что если
и т.д.................

Елена Фоменко
Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста

1. Характеристика музыкально – сенсорных способностей

Сенсорное развитие – не самостоятельный и изолированный процесс. Ведущий путь сенсорного воспитания – педагогическая организация восприятия ребенком предметов, явлений, их различных свойств, их разнообразных отношений.

Назначение сенсорного воспитания очень часто рассматривается лишь в плане развития органов зрения и осязания и направлено на ознакомление детей с формой , цветом, пространством. Почти совсем не уделяется внимание развитию слуховых ощущений , лежащих в основе таких важных для художественной деятельности способностей , как музыкальный и фонематический слух.

В современном музыкознании существует определение принципов художественного воздействия музыки на слушателя .

Первый из этих принципов : музыка воздействует наилучшим образом в условиях одновременного совместного воздействия нескольких средств музыкальной выразительности .

Второй принцип отражает требования экономии средств музыкальной выразительности и сводится к тому, что наиболее важные из них несут сразу несколько функций : выразительную, формообразующую, техническую и. т. д.

Необходимо учесть также, что в музыкознании существует абсолютное и относительное понятие высоты, длительности звука и. т. д. Первое из них определяется законами акустики, мерами времени; второе – соотношением между звуками.

Процессы, сопровождающие восприятие музыки , не однородны, так как они должны быть адекватны столь же не однородному и многоплановому характеру музыкальных образов . Воспринимая их. ребенок встречается с большим разнообразием музыкальных средств и их сочетаний. В результате возникает динамика переживаний, появляются зачатки творчества. В основе музыкально – эстетического переживания лежит чувственная основа.

В музыкальном переживании трудно выделить его сенсорное зерно, так как по существу, оно все сенсорно, начиная с простейших музыкальных звучаний и кончая развитием сложных музыкальных образов ; музыка всегда чувственно воспринимаема. Поэтому о границах сенсорной и эстетической зоны можно говорить весьма условно.

Однако в более широком смысле можно выделить общие и специальные группы сенсорных процессов.

Первые из них характеризуются целостностью восприятия средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязей, которые улавливаются воспринимающим субъектом. В этом случае речь идет о развитых формах сенсорных процессов.

Вторая группа объединяет более частные, локальные процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков .

В основе музыкальной системы лежит музыкальный звук с его четырьмя основными свойствами : высотой, длительностью, тембром, силой. В целях всестороннего и гармоничного музыкального развития ребенка нельзя упускать развитие восприятия их тембра и динамики звучания.

В структуру же музыкальных сенсорных способностей входят следующие компоненты : различение не только свойств музыкальных звуков , но и их выразительных соотношений и качество обследования музыкальных явлений .

Способ обследования музыкальных явлений предполагает : вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков ; сравнивание их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, в игре на инструменте, в выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с приятными эталонами.

Формирование слуха происходит в процессе установления тесных взаимосвязей между восприятием, воспроизведением и творчеством. Нет ни одного вида практической музыкальной деятельности , при которой можно обойтись без сенсорного опыта.

Сенсорные акты, не однородны на каждом этапе их развития : наиболее простые – различение свойства звуков в их простейших сочетаниях; сложные – восприятие музыкальных образов .

Каждый из этих этапов характеризуется своими задачами

целенаправленного восприятия.

2. Музыкально – сенсорное воспитание детей

Задачи :

Формировать слуховое внимание детей ;

Приучать их вслушиваться в разнообразные. гармоничные звуковые сочетания;

Улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений;

Обучать способам обследования музыкального звучания ;

- развивать музыкально – сенсорные способности .

Под сенсорным музыкальным развитием понимается определенный уровень слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанный с выразительными средствами музыки в их простейших сочетаниях.

Предполагается также наличие сенсорных способностей : вслушивания, различения, узнавания, сопоставления, обследования, комбинирования звуковысотных и ритмических, тембровых и динамических отношений в условиях различной музыкальной практики .

Сенсорное музыкальное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей .

Так высотные отношения в музыкальных произведениях выступают перед детьми в виде контрастных сопоставлений звуков, различных по высоте, в виде изменения направления движения мелодии, разнообразных интонационных ходов, выражающих определенную мысль, нюансы чувств.

Ознакомление с ритмическими отношениями происходит путем сопоставления длительностей (преимущественно четвертей и восьмых, вариативное сочетание которых очень выразительно и разнообразно, что позволяет видоизменять задачи восприятия и воспроизведения.

Тембровые свойства демонстрируются реальным звучанием различных инструментов, певческих голосов и звукоподражанием голосам животных, птиц.

Динамические зоны, группирующие основные оттенки, а также другие нюансы, направленные на выражение эмоционального содержания музыки , раскрывают перед детьми их выразительное значение.

Все эти отношения, звуковые сочетания выполняют выразительные функции.

Первоначальная ориентировка в музыкальных явлениях требует от детей :

Умение вслушиваться в музыкальное звучание ;

Умение выделить то или иное свойство музыкальных звуков из общего их комплекса, услышать динамические, ритмические и другие изменения.

Усвоение способов вслушивания предполагает у детей наличие :

Умение сопоставлять сходные и контрастные сочетания свойств музыкальных звуков ;

Умение относить явления, свойства звуков к тем или иным группировкам;

Умение находить те или иные свойства музыкальных звуков в условиях различной музыкальной практики .

Усвоение способов координации восприятия и воспроизведения требует от детей :

Умение контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности;

Умение подбирать, импровизировать, комбинировать различные сочетания звуков в их гармоничном звучании.

В процессе обучения пению хорошо формируется звуковысотный и ритмический слух. Но характер этого обучения должен отвечать определенным требованиям, в том числе и сенсорным. Нельзя опускать сенсорные звенья в системе музыкального развития .

В процессе обучения пению меньше уделяется внимания развитию динамического и тембрового слуха. Тем ни менее дети должны пытаться слиться голосами при исполнении динамических оттенков и подравняться по тембру.

Ритмический слух успешно формируется при опоре на моторные ощущения. Маршировка, бег, хлопки очень хорошо моделируют простейшие ритмические рисунки.

Динамические нюансы музыкальных произведений естественно выражаются в движении. Начиная от таких простых, как внезапная смена громкого и тихого звучания, сопровождаемая аналогичной сменой динамики в хлопках, и кончая более сложными – усилением и ослаблением звучания музыки , выражаемого в движениях большей или меньшей амплитуды, их энергичностью, сменой участия в движении всего коллектива детей или небольшой его группы,- все это является хорошим материалом для развития динамического слуха на занятиях ритмикой.

А вот тембровые отношения могут быть связаны :

Может иметь место имитация игры на инструментах, и ребенок воссоздает в своем воображении их тембр;

Происходит смена характера движения в соответствии с игрой на настоящих музыкальных инструментах ;

Шире могут быть использованы игровые приемы, направленные на решение задач различения тембров голосов детей , различных звукоподражаний.

На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие , но этим не стоит ограничиваться. Нужна еще такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий , самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки.

3. Музыкально – дидактические игры как средство развития сенсорных способностей .

В процессе игр происходит ознакомление с эталонами, которые легко принимаются детьми, так как они основаны на имеющемся у них опыте. Дидактические игры открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально –дидактическая игра по своей структуре должна включать развитие игровых действий и отражать единство музыки и движения . Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки , а затем и действовать с ними.

Условно можно отметить некоторые наиболее характерные виды и структуры игр в связи с развертыванием игровых действий и постановкой дидактических задач.

Наиболее распространенная структура предполагает спокойное музицирование и носит характер соревнования в умении вслушиваться в музыку . Этот вид напоминает хорошо известные настольные дидактические игры по развитию чувства формы , цвета, объема предметов. Здесь же происходит различение свойств и характера музыкального звучания . Имеются в виду не только игры – пособия (нотное лото, музыкальные шкатулки , музыкальные лесенки и . т. д., но и игры с пением и движением.

Игры отличаются и по своим игровым действиям, и по сенсорным заданиям. В связи со структурой музыкально – дидактических игр отчетливо выступает роль игровых правил.

Обобщенно правила направлены на какое-то преимущество :

Входят в домик, если узнают, кто в нем сидит и кто мяукал – большая ли кошка. или котенок (различение высотных отношений в игре «Чей домик?» );

Становятся ведущими, если различают тембр звучания инструментов («Бубен с погремушкой» );

Выполняют роль дирижера (различение тембра инструментов в игре «Оркестр» );

И наоборот, не выполнившие задания выходят из игры, получают меньше очков и. т. д.

В музыкально -дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения , на основе которых развертывается игровое действие . Они должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства детей , положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению.

«Комплекс упражнений для развития музыкально- сенсорных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных сенсорных эталонов»

Задачи:

    Развивать музыкально- сенсорные способности (ритмический, тембровый, динамический, звуко- высотный слух).

    Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Совершенствовать работу артикуляционного аппарата.

    Развивать координацию движения и слова.

    Развивать музыкальную память.

Игры с маракасиками

    Упражнение: а) Стучат маракасиками и одновременно говорят: «Тук-тук»

б) Шуршат маракасиками, одновременно говорят: «Ш-ш-ш».

а) Стучат маракасиками по груди и говорят: «Бам-бам» (маленькие

барабанчики»)

б) Шуршат маракасиками, говорят: «Ш-ш-ш»

а) Стучат маракасиками по ногам попеременно, говорят «Топ-топ».

Б) Шуршат маракасиками, одновременно говорят: «Ш-ш-ш».

Справка: Первые два занятия движения с маракасиками выполняются без музыкального сопровождения, а, затем, используют простую двухчастную музыку. Комплекс используется для развития у дошкольников координации движений и ритмического слуха.

    Упражнение: Когда музыка звучит громко, дети громко шуршат маракасиками. Когда музыка звучит тихо, дети потихоньку ритмично стучат маракасиками.

Справка: Комплекс используется для развития у детей динамического слуха.

    Упражнение: а)Дети держат маракасики пальцами рук и вращают маракасики к себе, затем, дети вращают маракасики от себя.

б) Дети накрывают маракасики ладонями рук и катают их вперед и назад. Затем, рисуют круги на ногах по часовой стрелке, а затем, наоборот. Можно рисовать извилистые «дорожки» и т.д.

Справка: Комплекс выполняется в сопровождении спокойной не громкой музыки. Помогает развитию у детей координации и мелкой моторики рук.

    Упражнение: Детям предлагают на слух определить, что спрятано в маракасиках: крупа (горох, пшено, рис); бусинки (стеклянные или пластмассовые) и т.д.

Справка: В этих заданиях лучше использовать большие киндерики.

Комплекс помогает развитию тембрового слуха, внимания и памяти.

Игры с ритмическими подушечками

1. а) На первую часть музыки подушечку перекладывают из ладони в ладонь, приговаривая: «Вот, вот».

б) На вторую часть музыки дети берут подушечку за противоположные концы и шуршат ей возле уха, приговаривая: «Ш-ш-ш».

2. Когда музыка звучит громко, дети перекладывают подушечку ладонями и громко проговаривают: «Так, так».

Когда музыка звучит тихо, дети держат подушечку на одной ладони, а пальцами второй руки тихо постукивают по подушечке, приговаривая: «Тук-тук». Комплекс развивает координацию движений, мелкую моторику рук и динамический слух.

3. Дети берут подушечку в ладони и массажируют их вращательными движениями. Затем, перебирают всеми пальчиками пластмассовые шарики в подушечке. Этот массаж помогает развитию мелкой моторики рук. Игра выполняется под звуки спокойной тихой музыки.

4. Дети держат подушечку в ладони правой руки, а пальцами левой руки стучат по подушечке, приговаривая: «Чух, чух». Темп постепенно ускоряется. Затем, подушечка перекладывается в ладонь левой руки, а пальцы правой руки стучат по подушечке, начиная с быстрого темпа, постепенно замедляют темп.Игра помогает детям ощущать изменения в темпе, развивают мелкую моторику пальцев рук.

Игра выполняется без музыкального сопровожден

Игры с палочками

1. Дети сидят на стульчиках в ряд. У каждого ребенка по две палочки в руках. Все дети поворачиваются направо и постукивают впереди сидящему ребенку по плечам, приговаривая: «Тук, тук». Затем,

Постукивают по всей спине палочками («ставят точки»), приговаривая: «Топ, топ». Затем, «рисуют» палочками извилистые тропинки, приговаривая: «Ту, ту». Дети поворачиваются налево и повторяют весь комплекс массажа.

Справка : Игра помогает развитию у дошкольников ритмического слуха, координации слова и движения, укрепляет артикуляционный аппарат; развивает мелкую моторику пальцев рук; коммуникативную культуру. Для выполнения этого комплекса лучше использовать палочки средней длины, примерно 25 см. Перед началом комплекса объяснить детям, что массаж нужно делать аккуратно, чтобы не причинить боль.

2. Дети зажимают обе палочки раскрытыми ладонями рук и катают их медленно вверх и вниз, приговаривая: « Вжиг, вжиг». Затем, кладут палочки на колени, прокатывают их ладонями рук, приговаривая: «Ру, ру». Можно детям предложить порисовать палочками круги по часовой, а, затем, против часовой стрелки; извилистые дорожки или волны в направлении от себя и к себе.

Справка: Д ля этого комплекса лучше использовать короткие палочки, примерно 15 см. длиной, средней толщины. Комплекс развивает мелкую моторику пальцев рук, координацию движений; активизирует артикуляционный аппарат.

3. Когда музыка звучит громко, дети ритмично стучат палочками, громко приговаривая: «Бум, бум». Когда музыка звучит тихо, дети ритмично трут палочку второй палочкой (движение похоже на починку карандаша ножом), приговаривая: «Ж-ж». Комплекс развивает у дошкольников динамический и ритмический слух; координацию движений; мелкую моторику пальцев рук; артикуляционный аппарат. В этом комплексе можно использовать различные простейшие ритмические комбинации с приговорками. Например: «Тра-та-та»,

«Бум, бум, тра-та-та»; «Ту-ту, ту-у-у»; «Ру-у-у, ту-ту»; «Ту-ту-ту-ту, ту-у, ту-у» и т.п.

4. Дети стоят парами друг к другу лицом. У каждого по одной палочке в руке, длиной, примерно 25 см. Рука с палочкой вытянута вперед. Один ребенок стучит палочкой по палочке перед ним стоящего ребенка и говорит: «Здравствуй!». Второй ребенок отвечает: « Привет!» и одновременно стучит по палочке первого ребенка. Можно придумать для детей много слов с зашифрованным в них простейшим ритмом, например:1 ребенок говорит: «Петушок» 2 ребенок отвечает: «Курочка»; «Ко-ко-ко», «Цып-цып-цып»; «Мя- у», «Мур- мур»; «Кап-кап», «Тук-тук-тук» и т.д. Комплекс развивает координацию движений; артикуляционный аппарат; мелкую моторику пальцев рук; ритмические представления; мышечную память; творческие способности и коммуникативную культуру дошкольников.

Курсовая работа 34 с., 30 ист., 4 прил., 1 рис.

Объект исследования - воспитание любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс влияния произведений белорусского искусства на формирование любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучить возможности детей среднего дошкольного возраста чувства любви к родному краю под воздействием произведений белорусского искусства.

Методы исследования:

Метод сравнительного анализа психолого-педагогической литературы;

Наблюдение за педагогической деятельностью воспитателя, беседы с детьми, опытно-экспериментальная работа;

Обработка результатов при помощи количественного и качественного анализа.

Практическая (социальная) значимость полученных результатов.

Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями.

Гипотеза: под воздействием произведений искусства у детей среднего дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю, если правильно осуществить подбор произведений, которые способствуют воспитанию патриотических чувств.

Автор подтверждает, что приведённый в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимственные из литературы и других источников теоретические, методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал.

Музыкальное искусство в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования – методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Предметом исследования послужили специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-дидактические игры и пособия являлись ведущим видом деятельности. Исходя из этого объект исследования использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, как наиболее эффективных в музыкально-сенсорном развитии дошкольников.

Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.

Проведенная работа показала, что из всех игр на музыкально-сенсорные способности самым сложным видом игр для детей являются игры на развитие чувства ритма.

Главная проблема исследования заключалась в необходимости использования фрагментов занятий, направленных на развитие чувства ритма у детей средствами музыкально-дидактических игр и пособий.

Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Для достижения более высокого результата работы был внесен элемент новизны - сочетание любой музыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма.

Цель работы определила и поставила следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в отечественном музыкальном воспитании дошкольников.

2. Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.

3. Выявить условия музыкально-сенсорного воспитания в дошкольном учреждении.

4. Совершенствовать формы и методы проблемного обучения, развивающие самостоятельность, творческую музыкальную активность в процессе использования музыкально-дидактических игр.

5. Наработать вспомогательный музыкальный дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.

Предмет исследования – развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально дидактических игр и пособий.

Объект исследования - развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - на развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста влияют музыкально дидактические игры и пособия.


ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ

1.1 Музыкально-сенсорное развитие дошкольников на основе их интонационного восприятия музыки

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем».(15; с.200)

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Понятия «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности само по себе является абсурдным.

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на «вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства».

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

Стиль