Воцерковление - наилучшее средство христианского воспитания. Воцерковление детей Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

1. Спасение родителей в вечной жизни напрямую зависит от того – выберут их дети путь христианской жизни или нет?

Сказать, что это стопроцентно связано, то есть сказать это такой максимой: если ребенок не спасется, то и родители наверняка погибнут, – нельзя, потому что тем самым мы своими человеческими посылами ограничиваем волю Божию. Так же, как и свободу другого человека. Если мы допускаем, что и в навозе бывают жемчужины, что при всяческих негативных внешних условиях вырастает чистый, глубокий, значительный человек, то по тому же самому знанию человеческой свободы мы должны допускать и обратное – что у серьезных, ответственно относящихся к своей вере родителей могут вырасти дети, которые уйдут «на страну далече». И не потому, что они не так были воспитаны, что им было что-то недодано, а потому, что каждый человек сам стоит и сам падает, если данную ему свободу употребит себе не во благо. У всех на памяти хрестоматийные примеры ветхозаветных праотцов, у которых одни дети при одном и том же воспитании становились благочестивыми и благоговейными, а другие – греховными и неправедными. Но помнить о них нужно по отношению к другим, не применяя эти доводы самооправдания по отношению к себе. И если слова преподобного Пимена Великого: «Все спасутся, я один погибну» должны для каждого христианина быть ориентиром в оценке собственного внутреннего состояния, то и по отношению к нашим детям любой их грех есть повод и основание задуматься, что было не так в их воспитании, внешне, быть может, вполне правильном? И задуматься не для того, чтобы оправдать себя, вопия к своим сыну или дочери: что тебе не было дано? Деньги, образование, семейное тепло? Что же ты со мной теперь делаешь или что же ты жизнью своей так распоряжаешься? И такие, к сожалению, типичные воздыхания отцов и матерей, в душе своей уверенных, что перед ними, такими хорошими, виноваты дети, свидетельствуют об отсутствии покаяния за собственные грехи, которые помешали воспитать детей в вере и благочестии. Напротив, каждый родитель должен до последнего искать видение меры своей ответственности. Повторю: она не всегда абсолютна и не всегда все к ней сводится, но она есть.

2. Является ли ребенок, родившийся в семье, не освященной церковным браком, что называется, «блудным»?

По церковным законам такого понятия, как «блудный» или «приблудный» ребенок, нет. По законам Российской империи прошлых веков, действительно, был термин «незаконнорожденный», но это, конечно же, относилось не к церковному статусу ребенка, а к характеру наследования и его прав. Поскольку общество наше было тогда сословным, то и определенного рода ограничения для детей незаконнорожденных, то есть рожденных вне брака, существовали. Но все эти дети входили в ограду святой Церкви через Таинство Крещения, и для них не было никаких ограничений в церковной жизни. Странно даже мыслить иначе, тем более в наше время. Детям «приблудным», в мирском понимании этого слова незаконнорожденным, так же, как и всем другим, возрожденным в купели крещения чадам Церкви, открыта вся полнота пути ко спасению. Это грех не ребенка, а его родителей, подошедших к великому таинству чадорождения без трепета, по страсти, по похоти, в чем они должны каяться. Именно родители так или иначе будут нести ответственность и в этой жизни, и в жизни вечной. Но не нужно думать, что на ребенке лежит какая-то печать, которая будет его сопровождать всю его последующую жизнь.

3. Ребенок, рожденный в браке нецерковном, гражданском или даже незарегистрированном, освящается ли после последующего Венчания и меняется ли при этом его духовное состояние?

Конечно же, счастливы дети, рожденные в законном венчанном браке у верующих людей, хотя бы потому, что весь путь своего бытия от самого начала – от утробы матери и даже до того, когда он был зачат, – церковные молитвы призывали на него благословение Божие: уже в самом чине Таинства Венчания на этого ребенка, еще не сущего. А потом его отец и мать молились о том, чтобы Господь дал им ребенка. И будучи еще во чреве, он освящался через причащение его матери, а потом был крещен и не в пять-семь лет, а во время, когда младенцу и нужно быть омытым в купели крещения. Как много даров благодати получает такой ребенок! Однако это не значит, что другой, рожденный в нецерковном браке, является каким-то проклятым, отверженным. Он просто обделенный, бедный, у него нет всей этой полноты даров Божиих, данных рожденному в православной семье. Конечно же, это не значит, что потом такой человек не может вырасти добрым, хорошим, благочестивым, обрести веру, сам создать нормальную семью, найти путь к спасению. Безусловно, может. Но лучше не лишать ребенка того, что ему в Церкви даром дается по милости Божией, лучше не отказываться от даров Господних, помня при этом, что они нам даны не для нашего увеселения и развлечения, а как то, что необходимо, как то, что нам бесконечно полезно и необходимо. Лучше иметь, чем не иметь, вот и все.

4. Можно ли воспитать ребенка православным, если один из родителей неверующий?

Трудно, конечно, но при сохранении терпения верующим отцом (верующей матерью), при молитвенном устроении своей жизни и неосуждении второго супруга – можно.

5. Что делать, если один из супругов категорически против воцерковления ребенка, считая, что это насилие над его душой и что, когда он вырастет, то сам сделает свой выбор?

Во-первых, ему или ей нужно показать логический абсурд этого утверждения, заключающийся хотя бы в том, что за такого рода доводом стоит непризнание за ребенком полноценности человеческой личности, ибо его неучастие в церковной жизни – это тоже выбор, который сейчас делают за него родители, в данном случае либо отец, либо мать, считая, что если он сам с возрастом уверует, то станет христианином и начнет церковную жизнь, а пока за него решают взрослые и от нее отстраняют, так как по своим юным летам он не может на этот счет иметь никакой вразумительной точки зрения. Данная позиция сходна с позицией иных деятелей общественной жизни, которые утверждают, что поскольку дети не могут правильно сформировать своих воззрений по отношению к религии, то лучше никаких знаний о религии им в школе и не давать. Логическая и жизненная неосновательность такой позиции также очевидна.

Как в таких обстоятельствах вести себя верующему родителю? Несмотря ни на что, искать пути приобщения сына или дочери к церковной жизни – через рассказы о евангельских повествованиях в соответствии с возрастом ребенка, через рассказы о святых, о том, что такое Церковь. Нет возможности часто бывать в храме, бывайте тогда, когда это получается. Но ведь и в этом случае мудрая мать или мудрый отец сможет сделать так, что редкий поход в храм, пусть несколько раз в год, может оказаться для ребенка настоящим праздником. И быть может, это ощущение встречи с Богом как чего-то совершенно необыкновенного запомнится ему потом на всю жизнь и никуда от него не уйдет. Поэтому не нужно бояться этой ситуации, но нельзя и сдаваться и слепо все принимать. И как себя вести, когда подрастающий сын будет спрашивать мать, возвращающуюся из церкви: мама, где ты была? А она будет говорить, что была на рынке? Или когда дочка спросит: мама, а почему ты не ешь котлеты и не пьешь молока, и она ответит, что сидит на диете, вместо того, чтобы сказать, что сейчас Великий пост? Какая же мера лукавства и фальши войдет в жизнь семьи через эту мнимую толерантность и мнимое предоставление ребенку свободы! А сколько на самом деле будет у него отниматься, даже искренность в отношениях к нему родителей. Да, нельзя заставлять одного из супругов говорить с ребенком о вере, но нельзя и другого – не говорить о ней.

6. Как помочь ребенку воцерковиться, если ты сам пришел в Церковь поздно?

Помочь тем, чтобы самому идти по пути спасения. Слова преподобного Серафима Саровского, что вокруг спасающегося спасаются и сотни других, бесконечно верны для всех жизненных ситуаций, в том числе и семейной. Рядом с настоящим праведником человек скорее зажжется верой и узнает, что такое свет радости христианства, чем с едва тлеющим огарком.

7. Каким образом можно помочь детям ощутить реальность Бога, как говорить с ними о Боге?

Линия нашего поведения в этих вопросах должна быть в целом такой же, как и все наше поведение в плане воспитания детей. Не нужно ставить особую воспитательную задачу, не нужно писать особые методические указания для супруга или супруги и непременно прочитать много специальных книг. Опыт Богообщения в определенном смысле приобретается только человеком самим, в том числе и ребенком, никто вместо него не помолится, никто вместо него не сможет услышать слова Евангелия так, как их услышали за две тысячи лет уже миллионы православных христиан.

Но с другой стороны, можно помочь маленькому человеку подвести его к Богу близко-близко. Для этого надо просто жить рядом православным христианином, не фальшивя и не забывая о том, что наши дети через нас могут соблазниться или же, напротив, потянуться к тому, что мы считаем главным в жизни. А все остальное – частности. И можно, конечно, из жизнеописаний святых или из воспоминаний просто достойных людей привести многочисленные эпизоды, как кто-то, когда-то в детском возрасте с помощью старших ощутил реальность Бога. И этот частный, к конкретному человеку относящийся опыт, безусловно, очень ценен. Но главное в воспитании детей в Боге – самим жить по-христиански.

8. Знание Бога и знание о Боге – разные вещи. Вопросы и сомнения посещают человека с раннего возраста. Как родителям отвечать на них своим детям? И в этом смысле в их религиозное воспитание должно входить такое понятие, как домашняя катехизация?

Безусловно, в нормальную благочестивую жизнь православной семьи входит чтение Евангелия. Если родители постоянно читают его сами и для себя, то столь же естественно будет сначала пересказывать, а потом читать Священное Писание своим детям. Если Жития святых для нас не исторический источник, как, к примеру, для В.И. Ключевского, а, действительно, самое востребованное душой чтение, то мы без труда найдем, что прочитать ребенку, сообразно с его нынешним возрастным статусом и готовностью адекватно воспринять. Если сами взрослые стремятся сознательно участвовать в богослужении, то они и своим детям будут рассказывать о том, что происходит на Литургии. И начав изъяснять слова молитвы Господней «Отче наш», попытаются дойти и до Символа веры, объясняя, почему они верят, во что верят, что такое Бог, в Троице славимый, как это могут быть Три Ипостаси Единого Бога, за что пострадал Господь Иисус Христос. И год за годом, разговор за разговором, богослужение за богослужением будет возрастать уровень сложности, уровень приближения к тому, что мы называем верой Церкви. Если таким образом подойти к домашней катехизации, то обретение собственной веры будет для ребенка естественным процессом, реальной жизнью, а не умозрительной школой, которую надо непременно одолеть за пять, семь или десять лет.

9. Когда у наших детей возникают вопросы и сомнения, связанные с верой, как на них отвечать?

Маленький ребенок, как правило, мало подвержен сомнениям. Обычно они начинаются на первых этапах взросления, когда он входит в общение с другими детьми, неверующими или невоцерковленными, и те говорят ему какие-то клишированные, от взрослых услышанные фразы по поводу веры в Бога или Церкви. Но здесь надо с полной степенью убежденности, взрослой уверенности, без снисходительной улыбки и юмора найти такие слова, чтобы показать всю немощь этих обывательских софизмов, с помощью которых многие оправдывают свое агностическое мировоззрение. И уберечь своего ребенка от такого рода искусительных сомнений может всякий человек, и необязательно глубоко начитанный творений Святых отцов, а просто сознательно верующий.

10. Что делать, если ребенок не хочет носить крестик, срывает его с себя?

Это зависит от возраста. Во-первых, не надо надевать крест слишком рано. Разумнее будет регулярно давать ребенку носить его тогда, когда он уже понимает, что это такое. А до того лучше, чтобы крестик или висел над кроваткой, или лежал в красном углу рядом с иконами, на самого же младенца надевался тогда, когда его несут в храм причащаться Святых Христовых Таин или по другим каким-то урочным случаям. И только когда ребенок начнет понимать, что крест не игрушка, которую следует на прочность проверить, и не соска, которую нужно в рот засунуть, то тогда уже и переходить к его регулярному ношению. И само по себе это может стать одной из важных вех во взрослении, воцерковлении ребенка, тем более если мудрые родители соответствующим образом себя при этом поведут. Допустим, сказав, что лишь по достижении той или иной меры взрослости и ответственности разрешается носить крестик. Тогда день, когда ребенок наденет на себя крест, будет действительно значимым.

Если же речь идет о ребенке, растущем в нецерковной семье, у которого, скажем, крестные верующие, то хорошо, если он не отказывается носить на себе крест, что уже само по себе говорит о душе ребенка, о его хоть какой-то мере расположенности к Церкви. Если же для того, чтобы он надевал крестик, нужно употреблять насилие, духовное или даже физическое, то, конечно, от этого следует отказаться до той поры, пока он не согласится на это сам, своим свободным произволением.

11. А с какого возраста, если все нормально, ребенок может сам надеть крест?

В большинстве случаев в три-четыре года. Для каких-то более сознательных младенцев, быть может, еще и раньше, но, думаю, что начиная с трех–четырех лет наступает пора, когда родителям необходимо на этот счет обеспокоиться, затягивать дальше не стоит.

12. Обязательно ли водить ребенка в воскресную школу?

Желательно, но не обязательно, потому что воскресная школа воскресной школе рознь, и может оказаться так, что в храмах, куда вы ходите на службу, нет хорошего педагога или внимательного воспитателя. Совершенно необязательно, что священник окажется с педагогическими навыками и знанием разных возрастных методик, он может и вовсе не уметь разговаривать с детьми пяти-шести лет, а только со взрослыми. Сам по себе священный сан не является гарантией каких-то особенных педагогических успехов. Поэтому даже с этой точки зрения совершенно необязательно отдавать ребенка в воскресную школу. В семье, тем более, если она большая, азам катехизации можно учить ребенка проще и лучше, чем во время групповых занятий в воскресной школе, куда приходят разные дети с разными навыками и уровнями благочестия, что далеко не всегда могут родители контролировать. Но для семьи малодетной, где один или два ребенка, их общение с верующими сверстниками очень важно. Ведь неизбежно, что чем старше они будут становиться, тем осознаннее будут понимать, что как христиане они в меньшинстве и в каком-то смысле «белые вороны», а когда-то дойдут и до евангельского понимания грани между миром и теми, которые Христовы, и до того, что это нужно принять, и принять с благодарностью. Поэтому для ребенка так важна позитивная социализация, необходимо ощущение, что он не один, что и Вася, и Маша, и Петя, и Коля, и Тамара вместе с ним от одной Чаши причащаются и что они не все только о покемонах говорят, и не только то, что происходит в детском саду или в школе, является возможным уровнем общения, и что едкая шутка, издевательство, право сильного – это не единственный закон жизни. Такой позитивный опыт в детстве очень важен, и мы должны по возможности не ограничивать жизнь наших детей только своей семьей. А хорошая воскресная школа может оказаться в этом изрядным подспорьем.

13. Некоторые родители смешивают понятия «воспитания» и «образования», так что часто второе подменяется первым и даже становится главным. С христианской точки зрения, о чем более всего должны печься родители?

Понятно, что прежде всего – воспитание. А образование, если оно приложится, то слава Богу, а если нет – ничего страшного. Культ получения диплома о высшем образовании, собственно, даже не образовании, а социальной статусности, которая из него вытекает, напрямую связан с духом века сего. При некотором иерархическом построении общества возможность вскарабкаться на более высокие ступеньки (чаще всего умозрительно, иллюзорно) ассоциируется исключительно с получением диплома об окончании престижного учебного заведения. Если бы родители стремились давать своим детям достойное образование ради него самого, то это было бы не так уж и плохо. Но по большей части образование получают лишь для того, чтобы иметь диплом. В одних случаях, чтобы избежать армии, отсюда в последние годы возникло такое огромное количество желающих попасть в аспирантуру. В других случаях, чтобы перебраться из маленького населенного пункта в более крупный, желательно в город столичного или областного значения. А иногда просто потому, что человеку, родители которого в свое время окончили институты, как бы тоже неловко остаться без высшего образования. Я знаю много людей, которым оно потом в жизни абсолютно не пригодилось, и они проявляли к этому полное безразличие. Поэтому могу сказать только одно: хорошо бы родителям-христианам, чтобы над ними это клише не довлело и чтобы они не ставили перед собой цели дать дочери или сыну образование только потому, что иначе возникнут какие-то жизненные неудобства или раз так принято, значит, и нам надо.

14. А религиозное образование детей в чем должно заключаться?

Прежде всего, в примере родительской жизни. Если нет этого примера, а есть все остальное – детская Библия, попытка привить навык утренних и вечерних молитв, регулярное посещение богослужения, воскресная школа или даже православная гимназия, но нет христианской жизни родителей, того, что раньше называлось «тихой благочестивой жизнью», то ничто детей верующими и церковными не сделает. И это главное, что православные родители не должны забывать. Так же, как и те нецерковные люди, у которых даже и сейчас, когда прошло уже лет пятнадцать с 1988 года, сохраняется эта инерция: «Я своего ребенка отдам в какое-нибудь церковное место (допустим, в воскресную школу), его там дурному не научат». Но и хорошему трудно будет научить, если ему там говорят: молись и постись, а дома родители в Великую Пятницу едят отбивную и смотрят чемпионат мира по футболу. Или утром будят свое чадо: иди на литургию, в школу воскресную опоздаешь, а сами останутся досыпать после его ухода. Так не воспитаешь.

С другой стороны, что тоже не нужно забывать, дети не воспитываются сами по себе. И наличие примера христианской жизни родителей не отрицает, а напротив, подразумевает их усилия, скажем, организационно-воспитательные, по привитию детям начальных навыков веры и благочестия, которые естественным образом определяются общим укладом жизни семьи. Сегодня немногие из молодых родителей знают, что такое церковное детство, которого они сами были лишены. А оно складывается из таких вещей, как зажженная вечером перед сном лампадка (и не просто раз, два в году, а мама с дочкой привыкли это делать, и дочка потом, и годы спустя будет помнить, в каком возрасте ей первый раз разрешили лампадку зажечь), как праздничная пасхальная трапеза с освященными куличами, как уставная трапеза в постные дни, когда дети знают, что семья постится, но это для всех не какой-то тяжкий труд, а просто по-другому не бывает – это жизнь. И если требование поста, разумеется, в сообразной по возрасту ребенка мере, не ставится перед ним как некая воспитательная задача, а просто потому, что все так в семье живут, то, безусловно, это будет душе на пользу.

15. Что значит христианское воспитание?

Христианское воспитание детей – это прежде всего попечение о них, готовящее их к вечности. И это его главное отличие от позитивного правильного секулярного воспитания (в данном случае говорить о дурном воспитании или об отсутствии оного смысла не имеет). Хорошее с нравственными идеями секулярное воспитание готовит детей к должному бытию в этом мире, к их должным отношениям с родителями, с окружающими, с государством, с обществом, но не к вечности. А для христианина главное – прожить земную жизнь так, чтобы не лишиться блаженной вечности, чтобы там быть с Богом и с теми, кто в Боге. Отсюда возникают различные посылы и целевые установки. Отсюда возникает различность оценок и желательность тех или иных социальных статусов и материальных приобретений. Ведь то, что хорошо для христианина, всегда для мира было и будет юродством и безумием. Так что в иных случаях родители-христиане стараются уберечь своих детей от излишней образованности, если она связана с непременным вращением в греховной среде, от слишком высокого социального статуса, если он связан с компромиссами для совести. И от многого другого, что для светского общества непонятно и неприемлемо. И вот это взирание на Небо, это памятование о бесконечности Небесного – главный посыл христианского воспитания и главная его особенность.

16. С какого возраста родителям надо начинать религиозное воспитание ребенка?

С рождения. Потому что на восьмой день ребенку нарекается имя. В районе сорокового дня он чаще всего принимает Таинство Крещения, после чего, соответственно, начинает причащаться, получает доступ к другим церковным Таинствам. Так что жизнь ребенка в Церкви начинается с первых дней его бытия. Кстати, в этом смысле православные отличаются не только от большинства протестантов, которые детей не крестят, но и от католиков, которые, хотя и крестят, но миропомазание или, как у них называется, конфирмацию, первое причастие человек получает только уже в сознательном возрасте, тем самым как бы рационализируется взгляд на человеческую личность, которой лишь с интеллектуальным осознанием становятся доступны благодатные дары Причащения и дары Святого Духа. Православная Церковь знает, что непонятное разуму, сокрытое пока от младенчествующего умом ребенка открывается ему иначе – открывается в душе и, быть может, даже более, чем для взрослых.

Соответственно и домашнее воспитание ребенка в вере также начинается с самого начала его жизни. Однако мы не найдем никаких педагогических трактатов у святых отцов. В православном богословии не было такой специальной дисциплины, как семейная педагогика. Мы не найдем в церковной истории и специально собранных воедино, типа того, как это сделано в «Добротолюбии», неких педагогических советов для верующих родителей. Педагогика никогда не была зафиксированной доктриной в Церкви. Видимо, убежденность в том, что христианская жизнь родителей естественным образом воспитывает детей в духе церковности и благочестия, была свойством церковного сознания на протяжении двух тысяч лет. И из этого-то сегодня мы тоже и должны исходить. Христианская жизнь матери, отца – нелицемерная, настоящая, в которой есть молитва, пост, стремление к воздержанию, к духовному чтению, к нищелюбию и милосердию, – вот что воспитывает ребенка, а не прочитанные книги Песталоцци или даже Ушинского.

17. Как научить маленького ребенка молиться и какие молитвы он должен знать наизусть?

Вообще нет какого-то особого молитвенного правила специально для детей. Есть наши обычные утренние и вечерние молитвы. Но конечно, для маленьких детей это не означает вычитывание текстов, которые они на 99 процентов понять не могут. Для начала это может быть молитва своими словами – о маме, о папе, о других близких, об усопших. И молитва эта, как первый опыт разговора с Богом, должна быть словами совсем простыми: «Господи, маму, папу, дедушку, бабушку, сестричку мою спаси и сохрани. И мне помоги не ссориться, капризы мои прости. Больной бабушке помоги. Ангел-хранитель, защити меня твоими молитвами. Святой, имя которого я ношу, будь со мной рядом, дай мне от тебя научиться доброму». Такую молитву ребенок сам может сказать, но чтобы она вошла в его жизнь, нужно усердие родителей, которые во всяком своем настроении и расположении духа найдут на это силы и желание.

Как только ребенок сможет сознательно за мамой повторить: «Господи, помилуй!», как только сможет сказать сам: «Слава Тебе, Боже», так надо начинать учить его молиться. Просить и благодарить Господа Бога можно научиться очень рано. И, слава Богу, если это будут одни из первых фраз, которые маленький ребенок произнесет! Слово «Господи», сказанное перед иконой вместе с мамой, которая слагает младенцу пальцы пока еще просто для физического запоминания православного перстосложения, уже отзовется в его душе благоговением. И, конечно же, смысл, который вкладывает человечек в эти слова в полтора, два, три года иной, чем у восьмидесятилетнего старца, но не факт, что молитва старца будет до Господа доходчивее. Так что тут не нужно впадать в интеллектуализм: мол, мы сначала объясним ребенку подвиг искупления, совершенный Христом Спасителем, потом – почему он нуждается в помиловании, потом то, что просить у Господа нужно только вечного, а не временного, и только когда он все это поймет, можно будет учить его говорить: «Господи, помилуй!» А что такое «Господи, помилуй», понимать нужно будет всю жизнь.

По мере взросления, психического и физического, а у всех детей оно по-разному происходит, необходимо постепенно запас выученных молитв потихонечку увеличивать. Молитву Господню «Отче наш» ребенок, если ходит на богослужение, слышит, как ее в храме поют и как дома читают всякий раз перед трапезой, запомнит очень скоро. Но родителям важно даже не столько научить ребенка запомнить эту молитву, сколько пояснить так, чтобы ему было понятно, о чем в ней говорится. Другие начальные молитвы, к примеру «Богородице Дево, радуйся!», тоже вовсе несложно понять и выучить наизусть. Или молитву Ангелу-хранителю, или своему святому, иконка которого в доме есть. Если маленькая Танечка с раннего детства научилась говорить: «Святая мученица Татиана, моли Бога о нас !», то это у нее на сердце останется на всю жизнь.

Лет с четырех-пяти можно уже и более длинные молитовки начинать с родителями разбирать и запоминать. А переход от начальных молитв к полному или сокращенному утреннему и вечернему правилу, на мой взгляд, лучше вообще осуществить попозже, когда ребенок сам захочет молиться, как взрослый. И лучше подольше удерживать его на каком-то наборе более простых, детских молитв. Иной раз даже сказать о том, что пока ему еще рано вычитывать такие молитвы, какие утром и вечером читают папа с мамой, ведь он же не понимает всего, о чем в них говорится. Желание дорасти до взрослых молитв нужно в детской душе заронить, тогда позднее полное молитвенное правило не будет для ребенка какой-то тяготой и обязаловкой, которую нужно каждодневно выполнять…

Мне рассказывали люди из старых церковных московских семей, как в детстве, в тяжелые сталинские или хрущевские годы, мамы или бабушки учили их читать «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Эти молитвы читались почти до самого взросления, затем добавлялся «Символ веры», еще несколько молитв, но я ни от кого не слышал, чтобы в детстве его заставляли читать полные утренние и вечерние правила. Дети начинали их читать, когда сами осознавали, что краткой молитвы недостаточно, когда им уже по собственному желанию хотелось читать церковные книги. И что может быть более важного в жизни человека – молиться потому, что душа просит, а не потому, что так заведено. Сейчас же в очень многих семьях родители стараются своих детей заставить молиться как можно раньше и как можно больше. И, к сожалению, бывает, что у ребенка отвращение к молитве возникает в удивительно быстрые сроки. Мне пришлось в одной книге читать слова современного старца, который писал уже достаточно большому ребенку: не нужно тебе столько молитв читать, читай только «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», а больше тебе ничего не нужно. Все святое, великое, церковное ребенок должен получать в таком объеме, в котором он способен это усвоить и переварить.

Маленькому ребенку целиком утреннее и вечернее правило для взрослых даже прослушать до конца со вниманием очень трудно. Это только особенные дети, избранники Божии, с раннего возраста могут долго и сознательно молиться. Разумнее было бы, подумав, помолившись, посоветовавшись с кем-то, кто опытнее, создать для своего ребенка некоторое краткое, удобопонятное молитвенное правило, состоящее из несложных по тексту молитв. Пусть это будет его начальным молитвенным правилом, а потом в него потихонечку, по мере взросления ребенка, добавлять молитву за молитвой. И наступит день, когда он сам захочет перейти от детской усеченной формы к настоящей молитве. Детям всегда хочется подражать взрослым. Но тогда это будет устойчивая и искренняя молитва. Иначе ребенок будет бояться родителей и только делать вид, что он молится.


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Большинство родителей ломают головы над вопросами: как сделать так, чтобы ребенок привык и полюбил ходить в храм, как объяснить, что значит «святыня»? Как донести до ребенка, что в храме нельзя баловаться, бегать, играть? Если задуматься всерьез, это и правда неразрешимые вопросы. Проблема в том, что храм создан для взрослых людей, молитва установлена для взрослых и сознательно верующих людей. А маленькому ребенку, чтобы расти и развиваться жизненно необходимо играть, бегать, смеяться. То есть ребенок нуждается именно в том, что никак не соотносится с храмом. Где же выход?

В начале жизни младенец неотделим от мамы (до трех лет), и воцерковление малыша происходит вместе с мамой. Другими словами, церковная жизнь мамы — это и есть воцерковление ребенка. От него лично пока ничего не требуется. Мама должна понимать всю ответственность и быть готова пожертвовать своим собственным пребыванием в Церкви ради того, чтобы малыш смог приобщиться церковной благодати. Это значит, что если вы идете в Церковь с ребенком, надо продумать на какую часть службы лучше прийти, где расположиться в храме, чтобы и ребенку было видно богослужение, и не мешать людям молиться.

Маленький ребенок не в состоянии стоять на службе как взрослый.

Малышей вообще нельзя одергивать, ругать, запрещать что-либо. Психика маленьких детей еще не созрела, чтобы воспринимать запреты.

Поэтому, если ребенок начинает ходить по храму, или разговаривать, или придумывает какую-то игру — это не значит, что он плохо воспитан, и надо срочно восполнить этот пробел. Ребенок просто устал стоять на одном месте. Понять, сколько времени может малыш провести в храме спокойно и с интересом, можно только опытным путем.

В просторных храмах есть уголки, где мало народу, там можно походить с ребенком, рассматривая иконы, можно что-то тихонько рассказывать, не мешая другим. В храмах, где много людей, от длительного пребывания на службе, скорей всего, придется отказаться.

Ребенку в храме должно быть хорошо, интересно, комфортно. Поэтому, если хочется побыть на службе от начала до конца, поучаствовать в богослужении, лучше, наверно, идти в храм без малыша.

Тут есть один важный момент: даже если ребенок не понимает смысла богослужения, не понимает слов молитв, в атмосфере храма он все равно живет духовной жизнью. В Церкви происходит соприкосновение двух духов — духа человеческого и Духа Божьего. Поэтому, пребывание в храме — само по себе благо. Главное, что это не должно вести к конфликтам. Если ребенок устал, лучше идти домой.

В идеале, маленьких детей желательно причащать часто. Обычно священники благословляют причащать младенцев раз в две недели, иногда и чаще — каждое воскресение. В каждом храме свои правила относительно причастия младенцев. Маме необходимо в этих правилах разобраться, и выбрать храм наиболее подходящий по всем параметрам. В небольших храмах, где на богослужении много народу, священники благословляют приходить с детьми незадолго до причастия, чтобы не мешать прихожанам. В других храмах есть «детские комнаты», где по очереди дежурят молодые мамы или дети подростки.

Выбрав храм, куда вы будете ходить с малышом, желательно познакомиться поближе с кем-то из священников, чтобы советоваться во всяких вопросах, касающихся церковной жизни. Как поститься ребенку, какие молитвы читать перед причастием, как часто причащаться — эти и многие другие вопросы лучше решать со священником в реальном, живом общении. Все дети безгранично разные, и то, что для одного ребенка будет благом, для другого может принести вред. В публикациях, как правило, даются общие советы. Чтобы получить ощутимую пользу от правильной церковной жизни, с духовным наставником лучше беседовать с глазу на глаз.

Не стоит забывать и о духовном чтении. Общее правило: детям нужно как можно больше читать вслух. Что читать? Тут нужен индивидуальный подход. Важно помнить, что далеко не все, что нравится маме, подойдет ребенку.

На нашем сайте в разделе Подарочные книги вы найдете всю необходимую для христианина духовную литературу. У нас можно купить отличное издание подарочного Евангелия. Добротный переплет и высококачественная бумага послужат тому, что Священная Книга долгие годы будет вашим верным спутником. Прекрасным подарком на Крещение или к любому христианскому празднику, будет для верующей семьи полное собрание Жития святых Дмитрия Ростовского. Это прекрасное душеполезное чтение для всей семьи.

Маме стоит помнить, что воспитание детей — это и молитва о них.

У нас можно приобрести православный молитвослов, в который входят все необходимые молитвы — утреннее и вечернее правила, а также молитвы о детях. Удобный подарочный молитвослов можно подарить друзьям по храму или верующим родственникам.

Православный молитвослов — необходимая вещь в каждой верующей семье.

Другая необходимая вещь в каждой семье — это общение.

С ребенком нужно разговаривать. Надо постараться найти понятные для ребенка образы, сравнения, и объяснить, что такое Церковь, для чего мы туда идем. В любом возрасте надо постараться достичь понимания происходящего. То есть, чтобы ребенок не просто автоматически шел с мамой за ручку, потому что мама ведет куда-то, а понимал, что мы идем в храм. Храм — это дом Бога. Бог видит и слышит всех кто пришел к Нему домой. Конечно, объяснить многие вещи трудно, а порой, и просто невозможно. Но когда малыш видит и чувствует особое настроение мамы в храме, он исподволь усваивает христианские истины.

Общественный совет Минобрнауки не поддержал распространение изучения религиоведения на всю основную школу

Настояв в свое время на введении Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4-м классе, РПЦ сделала следующий шаг по продвижению религиоведения в школу. Патриарх Кирилл предложил распространить изучение курса на всю основную школу со 2-го по 9-й классы. Однако Общественный совет при Минобрнауки не поддержал эту инициативу. Члены совета и родители, академики и учителя единодушно выступили против внесения подобных изменений в школьную программу.

Шестимодульный курс ОРКСЭ (на выбор: светская этика, единая история мировых религий, основы православной культуры, история ислама, иудаизма и буддизма) преподается в российской школе сравнительно недавно — один полный учебный год. Вводился он с большими сложностями. И они не изжиты до сих пор.

Так, учителя не могут пережить потерю одного часа русского языка в неделю, за счет которого ввели новый предмет. А родители жалуются на массовые нарушения права выбрать любой модуль из шести: в лучшем случае им предлагают 2-3 модуля, а чаще загоняют в единственную группу. Правозащитники предупреждают о расколе классов на этно-конфессиональные группки и вообще считают подобный курс неуместным в светской школе. Чиновники не скрывают: 66% педагогов, ведущих ОРКСЭ, — учителя начальных классов, вся профессиональная подготовка которых — 72-часовой курс повышения квалификации. С этим нехитрым багажом они и вещают детям о высоком.

Тем не менее глава РПЦ выступил с новой инициативой: резко увеличить объем Основ религиозных культур в школьной программе и изучать их не один год, а целых восемь. А это, заявил на заседании Общественного совета при Минобрнауки член совета Виктор Лошак, момент принципиальный: «Новый рубеж, на который пытается вывести школу Церковь, на мой взгляд, уже нуждается не в дискуссиях, а в полноценном референдуме. Уроки религии на протяжении всего школьного обучения меняют его светский характер, а это уже должен одобрить или не одобрить не министр и даже не патриарх. Радикальное перераспределение учебных часов, а следовательно, и знаний в пользу религиозных дисциплин нуждается в обсуждении с широкой школьной и родительской общественностью».

Более того: «Как и в случае с введением ОРКСЭ, у новой инициативы РПЦ, безусловно, есть подтекст. На мой взгляд, это — ожидаемый приход в школу собственно служителей Церкви, что уже будет угрожать установленному Конституцией светскому характеру нашего государства, — разъяснил Виктор Лошак «МК». — А для школьного коллектива пустить в школу священника — это волей-неволей создать параллельный центр власти: священник в школе не может им не быть. Уже сейчас РПЦ в вопросе школьного образования ведет себя напористо и последовательно: священники стараются участвовать в родительских собраниях, агитируя за выбор Основ православной культуры. По просочившимся в печать сведениям, в некоторых областях департаменты образования уже ставят контрольные цифры четвероклассников, которым вменяется выбор православного модуля».

Другая колоссальная проблема, подчеркнул Лошак, неизбежно возникнет при изыскании дополнительных часов школьной программы на расширенный ОРКСЭ: «Учителя только пережили жертву одного часа русского языка либо литературы на ОРКСЭ. А теперь у них должны отнять в 8 раз больше учебного времени! Чем собирается жертвовать министерство в ситуации, когда добавить школьникам часы уже невозможно? Есть три предмета, преподаваемые со 2-го по 9-й класс: русский язык и литература, математика, физкультура. Готовы ли родители, школьники, учителя и министерство жертвовать этими базовыми дисциплинами?»

Родители, однозначно заявил на заседании совета представитель Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, к таким жертвам не готовы. Равно как и к механическому увеличению школьной программы: «У детей из-за перегрузок и без того уже ухудшаются здоровье и знания по основным предметам», — подчеркнул он. Общественный совет также единодушно рекомендовал министерству не расширять курс. А глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов подчеркнул: «Прежде чем говорить о целесообразности расширения курса, надо понять, что он дал школьникам. Пока мы этого не знаем. Значит, в повестке дня не расширение курса, а анализ его результатов и обеспечение свободы выбора любого модуля. Этого выбора, надо признать, у многих семей во многих школах пока нет».

— Главная опасность идеи, предложенной РПЦ, очевидна: Церковь пытается использовать школу для миссионерской деятельности и таким образом расширить свою паству. Но в результате же страдает система образования! — заявил «МК» Виктор Лошак. — Я считаю результаты заседания Общественного совета более чем позитивными: не было ни одного члена совета, кто одобрил бы расширение ОРКСЭ.

СПРАВКА "МК"

В 2014/15 учебном году из 6 модулей ОРКСЭ 44% семей четвероклассников выбрали Основы светской этики; 20% — Основы мировой религиозной культуры; 35% — Основы православной культуры; 4% — Основы исламской культуры и менее 1% — историю буддизма и историю иудаизма.

Главная подготовка к встрече и взаимообщению младенца с Христом в таинстве причастия – это христианство его родителей. Их воцерковление, их следование заповедям Евангелия, их молитва и участие в таинствах, то же регулярное причащение, наконец.

На днях к причастию принесли того, кто чаще всего прибавляет священнику, стоящему на амвоне с Чашей в руках, изрядное количество седых волос, – орущего младенца.

Этот младенец был из тех, кого «младенцами» как-то и не назовешь: приблизительно двухлетний крепкий бутуз, который сидеть на ручках у папы, а тем паче лежать головой на правой руке в позе «как грудью кормите» категорически отказывался. Он яростно вопил «не буду!», словно видел в батюшке подступающего к нему с пыточными инструментами палача, и, брызжа слезами, размахивал руками и ногами так, что пришедшая на помощь папе растерянная мама не могла его удержать…

В конце концов, мама и папа, впервые в этот день исповедовавшиеся, причастились сами, а подносить свое чадо к Чаше еще раз не рискнули. И я этому был, честно говоря, рад – от вида ребенка, которого скрутили, и которому сквозь сжатые зубы насильно впихнули-таки лжицу с каплей крови Христовой, не то что не возникает удовлетворенного чувства исполненного долга, но и просто бывает очень не по себе…

Есть такая установка: «всё лучшее – детям». Причастить ребенка, какими угодно путями влить в него заветное вещество и мнить в этом исполнение своего христианского родительского (бабушкинского, восприемнического и пр.) долга – а там уж благодать Божья сама волшебно совершит всё для чада нужное и полезное… Такой ход мысли видится мне более чем сомнительным, и снисхождение чудесной «благодати» на того, кто к ней совсем не готов, приводит на память сюжет про Данаю и сходящий на нее, ни сном ни духом ничего не соображающую, золотой дождь.

Эта статья — приглашение к разговору о воцерковлении детей.
Пишите свои комментарии, вопросы, рассказы о личном опыте. Готовых рецептов нет
Один из самых главных вопросов, который возникает у верующих и воцерковленных родителей, — это вопрос о том, как воцерковить ребенка.

Маленькие дети часто с радостью посещают храм и воскресную школу, но со временем у многих пропадает желание ходить в церковь, а у некоторых возникает откровенный бунт против посещения церкви. Порой доходит до серьезного конфликта между повзрослевшим ребенком и его воцерковленными родителями. Кризисную ситуацию решать всегда сложнее, особенно когда она касается наших родных. Дети не хотят идти к пастырям или психологам на беседу, а решить проблему без их прямого участия и желания очень сложно. И остается нам в такой ситуации только молитва за заблудших наших овечек.

Поэтому профилактика, предвидение ситуации в этом вопросе очень важна, как вообщем-то и в других вопросах воспитания. Эта статья большей частью обращена к родителям маленьких детей, к родителям, которые, возможно, еще не задумываются о предстоящих проблемах и живут в блаженном неведении, радуясь тому, как ребенок с удовольствием шагает в храм.

Имея даже не очень большие знания по агиографии (изучения жития святых), мы можем припомнить оттуда слова: «родился он от благочестивых родителей и с раннего детства был наставляем в любви к Богу».

Благочестие родителей — одно из самых важных условий благочестия детей.

Очень часто бывает так, что взрослые путают внешнее благочестие с подлинным. Живя так называемой церковной жизнью, на деле совсем не идут за Христом. В сердце самих родителей скрыто будущее отношение ребенка к церкви, к Богу и к ближним, в том числе и к самим родителям.

Недавно мне довелось посмотреть передачу о. Димитрия Смирнова с участием родителей многодетной семьи. В студии присутствовали отец Иоанн и матушка Надежда, у которых 18 детей. Удивительно ласково и с глубоким почтением батюшка и матушка говорили о своих родителях, так же с улыбкой и теплотой они говорили о своих детях. Выросшие сами в любви и послушании Богу, они сумели передать такие же чувства детям.

Примеры праведности родителей, усвоенной их чадами, можно черпать и в Евангелии: Иоаким и Анна — родители Богородицы, Захария и Елисавета — родители Иоанна Предтечи, и в житиях святых: Кирилл и Мария — родители Сергия Радонежского, Стефана и Вассы — родители Александра Свирского, список можно продолжать. Я подробно останавливаюсь на этом вопросе не для того, чтобы указать читателю на их удаленность от тех благочестивых людей, которые стали родителями великих святых, а с целью пробудить желание больше напитываться такими примерами, читать жития, святоотеческую литературу и строить свою жизнь на их основе. В этом лежит большая часть успеха всего воспитания детей.

После того, как мы еще раз для себя повторили известную нам истину — хочешь воспитать ребенка, воспитай себя, — перейдем к практической стороне этого вопроса.

Что такое воцерковление? Воцерковление ребенка – это научение его жить по Евангелию. Т.е. наша задача не столько приучить ребенка регулярно ходить в храм (хотя и это тоже), сколько приучить его к постоянной внутренней духовной работе на основе святоотеческого учения. Что, в свою очередь, непременно положительно отразится на его желании регулярно бывать на богослужениях, участвовать в таинствах. Итак, подковавшись сами в вопросах православной аскетики в теории и хоть немного на практике, приступим к разговору о том, «Как же воцерковить ребенка?».

Любовь родительская – любовь Господня

Взрослые люди по-разному видят Бога. Для кого-то Он карающий, для кого-то -милующий, а от кого-то вообще сокрыт. А все от того, что первые шаги в познании Бога ребенок делает, принимая любовь родительскую. От того, какой была любовь родителей к ребенку, во многом зависит то, как в будущем подросший ребенок будет воспринимать любовь Господню.

Господь нам дарует полную свободу, но для спасения нам нужно послушание. Это мы понимаем не сразу, а постепенно, спотыкаясь и падая. Часто взрослый человек строит свои отношения с Богом по модели, которую ему предложили в детстве родители. Недаром говорит, что вся наша жизнь – это трагедия раннего детства. Если в детстве с ребенком обращались очень строго и несправедливо, то когда он вырастет, ему сложно будет принять мысль о том, что Господь милостив и справедлив. Первое, что должны сделать родители – это пересмотреть весь строй семейной жизни и обратить внимание на то, как часто они позволяют себе срываться на детях, раздражаться, относятся ли со вниманием к интересам ребенка.

Важно: ровоное, всегда внимательное, но вместе с тем и строгое, без вседозволенности отношение родителей к детям.

Напоминайте себе: «в детях очень глубоко живут добрые или негативные впечатления об их родителях» (Митрополит Лимассольский Афанасий);

«… потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра…» (Свт. Афанасий (Сахаров).

Всему свое время

Надо учитывать, что маленькие дети сначала питаются молоком, потом кашками и растертыми овощами, потом уже переходят к твердой пище, постепенно приобретая вкус к разным продуктам. Все мы помним, что в детстве многие продукты были для нас неприятны и отвергались нами, а с взрослением они постепенно переходили из разряда нелюбимых в любимые. В нелюбимых остались в основном те, которые нас заставляли есть насильно.

В воспитании очень важна постепенность и аккуратность.

Не нужно бросаться с места в карьер и пытаться ребенку объяснить все и сразу, но и затягивать тоже не стоит. Мировоззрение формируется постепенно, по крупице каждый день.

Жизнь в среде и вне ее

Самое сложное — это научить ребенка быть верным Господу в любом окружении, в любых ситуациях. Перед родителями часто встает вопрос: нужно ли запрещать смотреть современные фильмы, играть в компьютерные игры, общаться с детьми из нецерковных семей? С одной стороны, невозможно посадить ребенка под колпак и защитить его от всех вредных воздействий. С другой стороны, вред от этого воздействия может оказаться настоящей отравой на всю жизнь. Враг рода человеческого расставляет сети с изощренной хитростью. И здесь никто не даст готового рецепта, как же обойти все ловушки. Помните фильм «Хозяйка детского дома»? Как верно замечает героиня Натальи Гундаревой о своем опыте: «Вот Вы говорите — опытный человек. А я с каждым ребенком все сначала начинаю. Появится новенький — и весь мой опыт можно быстренько в форточку выбросить. Потому, что рецептов тут никаких нет и быть не может»

И действительно, рецептов нет. Только любящее сердце, уважение к личности маленького человека и личный духовный опыт могут привести к верному подходу к каждому ребенку и, конечно же, усердная молитва родителей.

Фигура